Экзистенциальная психология — это

Основные понятия и представители экзистенционной психологии.

Экзистенциа́льная психоло́гия — направление в психологии, которое исходит из уникальности конкретной жизни человека, несводимой к общим схемам, возникшая в русле философии экзистенциализма. Её прикладным разделом является экзистенциальная психотерапия. Экзистенциальную психологию относят к гуманистическим направлениям в психологии. Экзистенциальная психотерапия представляет собой собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, её уникальность, осознание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. В Европе представителями экзистенциального анализа являются Бинсвангер, Босс, Франкл, в США выделилось экзистенциально-гуманистическое направление, известными представителями которого являются Мэй, Бьбдженталь, Ялом.

Понимание мира. Мир в экзистенциальной психологии понимается именно как мир человека. Мир человека, в отличие от закрытых миров животных и растений, характеризуется своей открытостью. Экзистенциальные аналитики выделяют 3 модуса (одновременно сосуществующих аспекта) мира: 1. мир вокруг — материальный — «биологический» и «физический» мир, окружающая человека среда, мир объектов. Мир, в который человек «заброшен» фактом своего рождения и к которому адаптируется в течение своей жизни.

2. мир близких человеку людей, мир взаимоотношений между людьми, в ходе которых они меняются.3. свой мир — мир самости, мир самосознания и самоосмысления, мир «для меня» Из такого понимания мира, в частности следует, что реальность бытия в мире оказывается утраченной (редуцируется), если акцент делается на каком-то из миров, а другие исключаются.

Понимание времени. Экзистенциальная психология и экзистенциализм в целом, разделяют точку зрения А. Бергсона на понимание времени — оно есть «сердце существования»; отличительная особенность переживаний человека. Экзистенциальные терапевты отмечают, что особенно глубокие психологические переживания «расшатывают» позиции человека по отношению ко времени. Например, сильная тревога и депрессия уничтожают время, делая невозможным будущее. Человек, согласно экзистенциальным психологам и психотерапевтам, таким как М. Босс, Р. Мэй и др., в своём существовании, бытии в мире), обладает, в отличие от других живых существ, способностью к трансцендированию (выходу) из текущей, сиюминутной ситуации.

Понимание человека.В экзистенциальной психологии, согласно Р. Мэй, человек воспринимается всегда в процессе становления, в потенциальном переживании кризиса, который свойственен Западной культуре, в которой он переживает тревогу, отчаяние, отчуждение от самого себя и конфликты .Фундаментальным вкладом экзистенциальной психотерапии и психологии, согласно Р. Мэй, является «понимание человека как бытия», понимание «человека-в-его-мире». Человек является способным мыслить и осознавать своё бытие, а следовательно, рассматривается в экзистенциальной психологии как ответственный за своё существование.

Экзистенциальная психотерапия: решение всех проблем — в постижении смысла бытия

В начале 40-х гг. XIX века появилось новое направление в философии — экзистенциализм. Основоположником стал молодой датский философ, писатель и психолог Сёрен Обю Кьеркегор. В центре учения — самобытная, уникальная личность, которая по-своему, отлично от других, воспринимает окружающий мир, пропуская его через себя. Каждый человек рассматривается через психологическую ситуацию, в которой тот пребывает в определённый момент и которая запечатлевает эмоциональную и духовную глубину его проблем. Позже идеи были подхвачены такими великими умами, как Ницше, Сартр, Хайдеггер.

В начале XX века появилась экзистенциальная психотерапия, обязанная своим рождением данному философскому направлению. Её цель — помочь каждому обрести смысл существования, найти своё место. Тем самым решается большинство проблем не только психического, но и физиологического плана.

Что это такое

На сегодняшний день экзистенциальная психотерапия — это направление, избавляющее людей от страданий (и душевных, и физических) через осмысление собственной жизни, ценностей, истинного предназначения. Если в момент своего зарождения она была лишь ответвлением философии экзистенциализма, то сейчас это самостоятельное, достаточное популярное течение, показывающее отличные результаты и доказавшее за 100 лет практики эффективность и состоятельность.

Данное направление нередко называют экзистенциально-гуманистическим, так как оно целиком центрировано на личности и её проблемах. Причём каждый отдельный случай рассматривается как уникальный, не похожий на все остальные. Соответственно, линия лечения не может быть типичной или схематичной. Каждый раз методы терапии подбираются заново, выстраиваются в совершенно иной логике и системе, чтобы помочь конкретному человеку.

Критика

У любой медали есть две стороны, и экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии нередко подвергается критике. Самыми уязвимыми оказываются 4 момента.

Первый — множество направлений и ответвлений. Подчас они слишком далеко отходят от основных принципов истинной экзистенциальной психотерапии, сливаются с другими, создают отдельные течения и школы.

Второй — отсутствие чёткой стратегии лечения. Каждый раз, исходя из ситуации, она меняется, подстраиваясь под клиента.

Третий — консультирование каждого нового клиента не должно базироваться на прежнем опыте. Экзистенциальный психотерапевт не имеет права проводить аналоги с другими случаями из практики.

И последнее, за что критика особенно часто бичует экзистенциальную психотерапию, — отсутствие гуманизма, как бы парадоксально это не звучало. Клиент должен быть готов переосмыслить сущность своего бытия через ключевые моменты боли, которые были им пережиты. На практике оказывается, что далеко не все способны это сделать. Иногда дело заканчивается обострением психотравмы.

Происхождение названия. Термин восходит к латинскому слову «existentia», которое переводится как «существование». Оно отражает суть направления и в философии, и в психотерапии. Познать смысл своего бытия — вот цель каждого человека, которая поможет избавиться от любых проблем.

Основные представители

Экзистенциальная психотерапия представлена яркими личностями, труды которых до сих пор являются бестселлерами, а имена известны далеко за рамками направления.

Карл Теодор Ясперс (1883-1969)

Немецкий философ, психолог и психиатр. Раскритиковал диагностические критерии и методы клинической психиатрии. Сформулировал для своих коллег новую задачу — вывести человеческую сущность за пределы границ и рамок, которые диктует ей общество и которыми она окружает себя.

Людвиг Бинсвангер (1881-1966)

Швейцарский психиатр. Первый теоретик экзистенциальной психотерапии как эмпирической науки, работающей в рамках антропологического подхода к человеческой личности. И в то же время — её первый практик: на основе своего же учения успешно вылечил от невротической анорексии одну из пациенток и подробно описал данный случай.

Читайте также:  Орехи при грудном вскармливании - какие можно и можно ли вообще

Медард Босс (1903-1990)

Швейцарский психиатр и психолог, основоположник дазайн-анализа. Главная мысль учения — люди не существуют отдельно от мира, но и он не существует отдельно от них. Только человек раскрывает — высвечивает — мир. Dasein (дазайн) и есть то самое «высвечивающее», что выводит вещи «на свет». Исходя из этого понятия, психопатология — жизнь в темноте как осознанный выбор пациента. Соответственно, цель экзистенциальной психотерапии — возвратить его к свету.

Рональд Дэвид Лэйнг (1927-1989)

Шотландский психиатр. Ведущий идеолог антипсихиатрии, к которым сам себя не причислял. Его взгляды на методы лечения психопатологий были сформированы под влиянием экзистенциализма и шли вразрез с общепринятыми положениями психиатрии. Рассматривал поведение любого пациента (даже в самых запущенных случаях) как выражение личной свободы, имеющее полное право на существование.

Виктор Эмиль Франкл (1905-1997)

Австрийский невролог, психиатр, психолог. Создатель логотерапии — узкого направления в экзистенциальной психотерапии. Считал, что постижение смысла бытия и объективный взгляд на происходящее (насколько бы ужасным оно не было) помогает не только преодолеть все трудности, но и выжить.

Ролло Мэй (1909-1994)

Американский психолог, психотерапевт. При работе с клиентами призывал ориентироваться на основные проблемы экзистенции: вина и тревога, свобода и ограничения, добро и зло, ответственность и судьба, любовь и насилие. Работа «Любовь и воля» стала национальным бестселлером.

Алиса Хольцхей-Кунц (1943)

Швейцарский психотерапевт, ведущий экзистенциальный аналитик современности, доктор философии. Будучи со-редактором Бинсвангера и любимой ученицей Медарда Босса, частично отошла от их взглядов. Представляет абсолютно новое аналитическое течение: примирила психоанализ Фрейда с экзистенциальными основами.

Джеймс Бьюдженталь (1915-2008)

Американский психолог, психотерапевт. Именно он в ответ на критику экзистенциальной психотерапии об отсутствие чёткой стратегии сформулировал 5 основных принципов данного направления.

Ирвин Ялом (1931)

Американский доктор медицины, психотерапевт, профессор психиатрии. Противник формального подхода к лечению без учёта индивидуальности. Предлагает для каждого клиента «изобретать» новую психотерапию — на основе уникальной, не похожей на остальные истории. По его мнению, экзистенциальная терапия должна строиться на межличностных отношениях «здесь и сейчас», на взаимных откровениях врача и пациента. Много работ посвящено преодолению страха смерти.

Альфрид Лэнгле (1951)

Австрийский психолог, психотерапевт. Благодаря ему, появилась экзистенциально-аналитическая психотерапия, которая пользуется на сегодняшний день невероятным успехом. Критикует традиционные методы лечения любых заболеваний (физических и психических) за то, что они всего лишь купируют симптом, не углубляясь в причину. Рассматривает проявления болезни как стимул для саморефлексии. Предлагает пациентам задуматься об отношении к жизни, пересмотреть приоритеты, измениться и тем самым излечиться. Наивысшей ценностью считает постижение глубинной духовной сущности себя и других людей. Возглавляет Ассоциацию экзистенциально-аналитических психологов и психотерапевтов.

Основные принципы

Основополагающие положения, которыми руководствуется экзистенциально-гуманистическая психотерапия (по Джеймсу Бьюдженталю), центрируются вокруг человека, который:

  • представляет собой целостное существо, но гораздо большее, чем все его составляющие;
  • существует в собственном уникальном контексте;
  • осознаёт себя в отношениях с другими;
  • имеет право выбора, но несёт за каждый свой шаг ответственность;
  • интенционален — ищет смысл, определяет ценности, ориентируется на приоритеты.

Если психотерапевт в своей работе с клиентами ориентируется на эти принципы, он действует в рамках экзистенциальной психотерапии. Альфрид Лэнгле написал практическое руководство, уточнив положения Бьюдженталя. Оно включает в себя всего 4 шага. Чтобы избавиться от психопатологий любого рода, человеку достаточно пройти 4 уровня мотивации (под пристальным наблюдением и контролем специалиста).

1 уровень

Задать себе вопрос: «Могу я существовать в этом мире?». Самый сложный шаг. Нужно понять и принять свою сущность такой, какая она есть, со всеми её страхами и переживаниями, проблемами и трудностями. Не все выдерживают встречу с самим собой, не прикрытым ложью и самообманом.

2 уровень

Вопрос: «Мне нравится жить?». Нужно найти в своём существовании, каким бы тяжёлым оно ни было, положительные моменты.

3 уровень

Вопрос: «Имею я право быть таким?». Проводится достаточно глубокая саморефлексия мыслей и поступков. Клиент либо пересматривает собственные ценности, либо корректирует прошлую систему личностных стандартов. Но в любом случае психотерапевт подводит к мысли о том, что каждый человек имеет право быть таким, какой он есть, не ориентируясь на мнение общества и стереотипы.

4 уровень

Вопрос: «Что я должен делать?». Работа с будущим. Цели — включиться в жизнь, претворять свои идеи и задумки, жить, согласно собственным ценностям, составить план на ближайшее время.

Несмотря на существование множества направлений в рамках экзистенциальной психотерапии, большинство из них руководствуются вышеозначенными положениями Бьюдженталя и описанной системой мотиваций Лэнгле. Чаще всего они подвергаются достаточно глубинной коррекции, исходя из индивидуальных особенностей клиента, но суть остаётся прежней — через постижение сущности своего бытия справиться с любыми проблемами.

Методы, приёмы, техники

Нельзя чётко назвать методы экзистенциальной психотерапии, так как для каждого нового клиента специалист «изобретает» особенный подход в лечении. Поэтому в её арсенале находится широкий выбор техник и приёмов, с помощью которых личность выводится на свет из тёмной глубины собственного сознания. Как правило, они заимствованы из других направлений:

  • проявление творческого потенциала через техники арт-терапии (в зависимости от способностей клиента);
  • перенос и контрперенос из гештальт-терапии (работа в двойке клиента и экзистенциального психотерапевта);
  • ведение дневника, отдаление, эмпирические эксперименты, переоценка, децентрация, декатастрофикация, целенаправленное повторение, откладывание — методы когнитивной терапии;
  • ролевые тренинги, направленные на обыгрывание и понимание изнутри проблемной ситуации — из поведенческой психотерапии;
  • вопросно-ответная методика, беседа, проговаривание — основа позитивного направления;
  • биоэнергетический психоанализ, биодинамика, инсайт-терапия заимствованы из телесно-ориентированной психотерапии.

Это далеко не весь список методов и приёмов. Несмотря на то, что 90% инструментария заимствовано из других направлений, есть в арсенале и собственные техники, позволяющие работать с основными понятиями экзистенциализма.

Техники работы с осознанием смерти:

  • «разрешение терпеть» — открытое обсуждение тем о смерти;
  • защитные механизмы — коррекция наивных взглядов на смерть;
  • анализ сновидений;
  • постоянные, но корректные напоминания о недолговечности существования;
  • углубление осознания неизбежности смерти через вспомогательные методики (написание собственного некролога, подробное представление своих похорон);
  • снижение чувствительности к страху смерти, который даётся на сеансах дозированно;
  • смысловая переоценка смерти, поиск в ней положительных моментов.
Читайте также:  Опущение стенок влагалища - причины, симптомы, лечение, операция

Техники работы с личной свободой выбора и ответственностью за него:

  • признание собственной вины;
  • осознание уклонения от ответственности;
  • преодоление рамок и запретов;
  • работа с совестью, чувством вины за неправильно сделанный выбор;
  • высвобождение собственных желаний;
  • фасилитация принятия решений: каждое действие предваряется выбором.

Техники работы с изоляцией:

  • самостоятельно принятое решение полностью изолироваться от общения на время;
  • преодоление противоречия между потребностью в общении и экзистенциальной изоляции;
  • обучение «языку интимности» — выработка автоматических навыков выражения чувств;
  • установление доверительных отношений между клиентом и психотерапевтом.

Техники работы с отсутствием смысла бытия:

  • переопределения проблемы бессмысленности;
  • преодоление тревожности;
  • вовлечение в жизнь;
  • установка и поддержание аутентичных отношений.

В зависимости от выявленной проблемы, психотерапевт может выбрать какой-то конкретный блок техник, а может последовательно включать в сеансы отдельные моменты из них.

Практика

С какими именно проблемами и диагнозами имеет дело практическая экзистенциальная психотерапия?

В первую очередь она рекомендована для лечения депрессий, развившихся на фоне:

  • возрастных кризисов (подростковый период, старение);
  • потери близкого человека;
  • смены жизненных стереотипов;
  • утраты социального статуса;
  • внезапной психотравмы;
  • одиночества;
  • тяжёлого хронического соматического, психического заболевания, смертельного диагноза.

Пациенты, страдающие депрессией, переосмысливают собственное существование и находят в нём немало положительных моментов.

В короткие сроки экзистенциальная психотерапия избавляет людей от фобий. После принятия изоляции, когда сознание преодолевает косность собственных представлений, страхи уходят навсегда.

С неврозами, различными расстройствами личности и поведения экзистенциальная психотерапия тоже справляется, хотя при этом требуется высокий профессионализм специалиста. Пациент сам работает с собственными симптомами, устанавливает их причину, устраняет её — происходит самоисцеление. На это требуется немало времени, но усилия того стоят, как показывает практика.

Несмотря на то, что экзистенциальный подход в психотерапии постоянно подвергается критике, он достаточно востребован и эффективен в решении большого количества проблем. Те, кто осознанно идут на сеансы подобного рода, в короткие сроки избавляются от страхов, комплексов и неуверенности, которые являются основными причинами психопатологий.

Как выбрать психотерапевта, чтобы не разочароваться? Об этом в нашем отдельном обзоре по ссылке.

../../Экзистенциальная психология глубинного общения. Уроки Джеймса Бюджентала. Часть Первая. 1.1.

Часть Первая. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД: ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ

1.1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ

Экзистенциальная парадигма, как уже было подчеркнуто, имеет очень древние и разнообразные исторические корни. Можно выделить как минимум три основные группы источников: литературные, философские и психологические (Schneider, May, 1995).

Литературные истоки, возможно, самые многочисленные и самые древние. Кирк Шнайдер и Ролло Мэй приводят в качестве примера одного из первых документально зафиксированных проявлений экзистенциальных взглядов ассирийско-вавилонский текст «Гильгамеш», написанный около пяти тысяч (!) лет назад (там же, р. 11). Экзистенциальные мотивы — особенно такие, как стремление к свободе, осмысление своего места в мире, поиск смысла жизни и другие — можно найти в творениях всех эпох и народов. Очень остро звучат экзистенциальные вопросы в древнегреческих трагедиях, в «Божественной комедии» Данте, шекспировских «Гамлете» и «Макбете», «Фаусте» Гете и ряде других произведений. Великие писатели «золотого века» русской литературы — особенно Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов — также уделяли много внимания этим проблемам.

Философская традиция. Как философский взгляд на мир экзистенциальный подход насчитывает много веков и несколько десятков имен известных мыслителей из разных стран. Трудно дать исчерпывающий перечень, достаточно назвать Демокрита, Сократа, Аристотеля, философов итальянского Возрождения, Шеллинга, Канта, в определенном смысле Гегеля и многих других.

Своеобразно, но вполне отчетливо звучат экзистенциальные мотивы в восточной философской традиции (особенно индийской, китайской) — как древней, так и современной.

Но наиболее мощное влияние на становление ЭГП оказали философские поиски мыслителей XIX-XX веков. Джеральд Корэй (Corey, 1986а, р. 74) в качестве наиболее влиятельных фигур, заложивших философский фундамент экзистенциализма, называет Федора Михайловича Достоевского (1821 — 1881), Серена Кьеркегора (1813-1855), Фридриха Ницше (1844-1900), Мартина Хайдеггера (1889-1976) и в особенности — Жан-Поля Сартра (1905-1980) и Мартина Бубера (1878-1965).

Например, Ирвин Ялом, один из современных лидеров ЭГП, считает, что на его собственные взгляды наибольшее влияние оказали попытки этих авторов осмыслить следующие идеи и проблемы (Yalom, 1980):

  • у Достоевского — творчество, бессмысленность и смерть;
  • у Кьеркегора — творческая тревога, отчаяние, страх и трепет, вина и ничто;
  • у Ницше — смерть, самоубийство и воля;
  • у Хайдеггера — аутентичное бытие, забота, смерть, вина, индивидуальная ответственность, одиночество;
  • у Сартра — бессмысленность, ответственность и выбор;
  • у Бубера — межличностные отношения, Я-Ты перспективы в терапии и самотрансценденция.

Влияние этих мыслителей на развитие ЭГП, разумеется, не ограничивается данным перечнем проблем и каждый представитель экзистенциального направления выбирает свои темы и ориентиры, проставляет свои акценты.

Психологические корни ЭГП также многообразны. Экзистенциальные идеи (с различной степенью последовательности и полноты) оказались близки многим психологам — в том числе и тем, кто не причислял себя к явным сторонникам ЭГП. Поэтому влияние экзистенциализма на психологию не ограничилось появлением собственно экзистенциального направления — очень многие психологические школы в той или иной мере ассимилировали эти идеи. Особенно сильны экзистенциальные мотивы у Эриха Фромма, Фредерика Перлза, Карен Хорни, уже упоминавшегося С.Л.Рубинштейна и др. Это позволяет говорить о целом «семействе» экзистенциально-ориентированных подходов и различать экзистенциальную психологию (терапию) в широком и узком смысле. В последнем случае экзистенциальный взгляд на человека выступает как хорошо осознаваемая и последовательно реализуемая принципиальная позиция.

Первоначально это собственно экзистенциальное направление (в узком смысле) в психологии и психотерапии именовалось «экзистенциально-феноменологическим» или «экзистенциально-аналитическим» и представляло собой чисто европейский феномен.

Экзистенциальное направление в психологии возникло в Европе в первой половине XX века на стыке двух тенденций: с одной стороны — это неудовлетворенность многих психологов и психотерапевтов господствовавшими тогда детерминистскими взглядами и установкой на объективный, «научный» анализ человека; с другой стороны — это мощное развитие экзистенциальной философии, которая проявляла большой интерес к психологии и психиатрии. В результате в психологии появилось новое течение — экзистенциальное, представленное такими именами, как Карл Ясперс (1883-1969), Людвиг Бинсвангер (1881-1966), Медард Босс (1903-1990), Виктор Франкл (1905-1997) и др.

Читайте также:  Кальцинаты (петрификаты) в легких, что это, каковы причины их появления

После второй мировой войны экзистенциальный подход получил широкое распространение и в США. Причем, там в числе его наиболее ярких представителей оказались некоторые лидеры третьей, гуманистической «революции» в психологии (которая, в свою очередь, во многом опиралась на идеи экзистенциализма) — Ролло Мэй, Ирвин Ялом, Джеймс Бюджентал и др.

Видимо, поэтому некоторые из них — в том числе и Дж.Бюджентал — предпочитают говорить об экзистенциально-гуманистическом подходе. Как представляется, такое объединение вполне обоснованно и имеет глубокий смысл. Экзистенциализм и гуманизм, безусловно, — не одно и то же, хотя имеют много общего. Название «экзистенциально-гуманистический» фиксирует не только их нетождественность, но и принципиальную общность, которая заключается прежде всего в признании за человеком свободы построения своей жизни и способности к этому (подробнее об этом — см. ниже).

Однако, признавая ведущую роль европейских, а затем американских экзистенциалистов, следует отметить еще две важные линии развития экзистенциальных идей, о которых говорилось выше — восточную и российскую.

Восточная философско-психологическая традиция оказала большое влияние на многие психологические школы, не избежал этого влияния и ЭГП. Правда, у экзистенциальных психологов прямые ссылки на восточных авторов более редки, чем, скажем, у А.Маслоу, К.Роджерса или Ф.Перлза, и некоторые историки психологии считают, что именно представители ЭГП (в частности — Дж.Бюджентал) оказались менее восприимчивы к восточной философии (de Carvalho, 1996, p. 50). И все же, прямо или косвенно, «восточный след» можно найти и у Р.Мэя (Schneider, May, 1995, p. 164) и у Бюджентала — особенно очевидна близость его концепции «Я-процесса» и основополагающих идей дзен-буддизма (см. Bugental, 1965 и др.).

Российская линия развития экзистенциализма, к сожалению, не оказала прямого существенного воздействия на становление экзистенциальной парадигмы в мировой психологии и даже в отечественной культуре не стала пока влиятельной силой. Исключение составляет, конечно, Ф.М.Достоевский, которого хотя и нельзя назвать последовательным экзистенциалистом, но многие идеи которого — отстаивание «человеческого в человеке», ответственности личности за свои поступки, за поиск смысла своего существования и т.п. — и сегодня вызывают большой интерес у философов и психологов экзистенциальной ориентации.

На рубеже XIX-XX веков экзистенциальные мотивы явно прослеживаются у многих российских философов — особенно у Н.А.Бердяева (1874-1948), Л.И.Шестова (1866-1938) и др. Особо следует отметить выдающихся отечественных мыслителей С.Л.Рубинштейна (1889-1960) и М.М.Бахтина (1895-1975).

Сергей Леонидович Рубинштейн долгое время был среди главных идеологов и теоретиков советской психологии. Он — один из создателей теории деятельности, автор многих основополагающих принципов отечественной психологии. В то же время именно он развивал «личностный подход», который нашел свое воплощение в фундаментальном философско-психологическом труде «Человек и мир» (Рубинштейн, 1976), имеющем ярко выраженную экзистенциальную направленность. В нем были подробно рассмотрены такие классические для экзистенциализма (но совсем не традиционные для тогдашней официальной советской науки) понятия как «бытие», «существование», «свобода», «я и другой человек», «любовь», «человек как субъект жизни» и т.п. И хотя формально в тексте содержится критика экзистенциализма (возможно — из идеологических соображений), его дух присутствует очень явно.

Михаил Михайлович Бахтин, блестяще знавший европейскую философию (в том числе, конечно, и экзистенциальную) и многое из нее почерпнувший, создал свою, особую «философскую антропологию», которая в большой мере опирается также и на взгляды Достоевского. Особенно сильно экзистенциальное начало проявилось в концепции поступка Бахтина, в центре которой — идея «не-алиби-в-бытии» личности, ее онтологической ответственности (Бахтин, 1986).

Еще более явно экзистенциальный пафос звучит во взглядах Бахтина на личность и общение, в его знаменитой концепции диалога (во многом перекликающейся с идеями М.Бубера). А его определение человека как личности — «конкретность (имя), целостность, ответственность и т.п., неисчерпаемость, незавершенность, открытость» (Бахтин, 1979, с. 343) — может считаться классически экзистенциальным (подробнее об этом см. Братченко, 1991). Не случайно именно идеи Бахтина легли в основу одного из самых экзистенциально ориентированных подходов в современной отечественной практической психологии — диалогического подхода к консультированию Андрея Феликсовича Копьева (Копьев, 1996 и др.).

Из наиболее ярких, оригинальных и перспективных направлений в современном развитии отечественной экзистенциальной психологической мысли следует прежде всего назвать «психологию переживания» Федора Ефимовича Василюка (Василюк, 1984) и «психологию смысла» Дмитрия Алексеевича Леонтьева (Леонтьев Д.А., 1999).

В последние годы и у многих других отечественных психологов экзистенциальные мотивы звучат все яснее, все настойчивее, ярким свидетельством чего является первая фундаментальная книга, достаточно полно представляющая передовой край «движения за» гуманистическую и экзистенциальную психологию в России (своеобразный аналог американского «Вызова гуманистической психологии» 1967 года) — «Психология с человеческим лицом» (1997).

В целом на основании данного краткого исторического обзора можно с уверенностью утверждать, что экзистенциально-гуманистические взгляды относятся к числу наиболее древних, подробно осмысленных, выстраданных и последовательно отстаиваемых в истории человечества.

Соответственно, можно считать, что наметившаяся в последнее время тенденция к гуманизации психологии и психотерапии не является движением по совершенно новому и неизведанному пути, а, наоборот, — соответствует фундаментальной кросскультурной гуманистической традиции (включающей, естественно, и экзистенциализм), которая имеет длительную историю и в русле которой накоплен богатейший опыт.

В то же время очевидно, что на сегодня потенциал экзистенциального подхода далеко не исчерпан — особенно в области психологии и именно в психологии российской. Задача состоит в том, чтобы, опираясь на понимание, осмысление и принятие этой традиции, использовать уже имеющийся опыт и достижения для создания нового, своего варианта (лучше — вариантов) психологии «с человеческим лицом».

Есть надежда, что знакомство с ЭГП и конкретно с концепцией Джеймса Бюджентала будет способствовать дальнейшему развитию гуманистического и экзистенциального направления в отечественной психологии, реализации его огромных возможностей.

Ссылка на основную публикацию
Эгилок — аналоги препарата по действию и составу, чем отличается Эгилок от Эгилок С
CРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО ПРЕПАРАТА МЕТОПРОЛОЛА ТАРТРАТА ПРОЛОНГИРОВАННОГО ДЕЙСТВИЯ – ЭГИЛОКА РЕТАРД И ОРИГИНАЛЬНОГО ПРЕПАРАТА МЕТОПРОЛОЛА СУКЦИНАТА – БЕТАЛОКА ЗОК У...
Шишка, шарик или бугорок на глазу – причины, фото и что делать
Удаление кисты глаза Доброкачественная опухоль на веке или слизистой оболочке, содержащая внутри жидкость, называется кистой. В переводе с греческого –...
Шишки на голове в волосах как лечить · GitHub
На голове под кожей возникла шишка? Различные причины ее появления и какие действия должны быть при этом Зачастую шишки и...
Эднит – инструкция по применению таблеток, аналоги, цена, отзывы
Для чего нужен Apache Ignite / GridGain, на примере .NET & C# В последнее время имена GridGain и Apache Ignite...
Adblock detector