Эвтаназия — что это такое, виды, в каких странах разрешена

Паллиативная медицина – альтернатива эвтаназии

С недавнего времени общество и врачи все чаще обсуждают готовность прибегнуть к такой исключительной мере освобождения безнадежного и страдающего больного от страдания как эвтаназия, когда пациент сам просит о смерти. О моральных аспектах технологии в кризисный период медицинский обозреватель РИА АМИ Ирина Власова расспросила председателя Правления Российской Ассоциации паллиативной медицины, д.м.н., профессора Георгия Новикова.

— Георгий Андреевич, как, на Ваш взгляд, следует относиться к этой проблеме? Это устаревший запрет или возможная «вседозволенность», опасная на практике? Как Вы оцениваете такой шаг с моральной точки зрения?

— Эвтаназия – это прекращение жизни человека, который страдает тяжелыми неизлечимыми заболеваниями и испытывает невыносимые страдания от продолжения жизни. Данный метод применяется лишь в некоторых странах. В Российской Федерации медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии в соответствии со статьей 45 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ. Более того, она приравнивается к умышленному убийству и карается по статье №15, часть №1 УК РФ. Так что в любом случае любое понимание проблемы эвтаназии тесно связано с юридическими законами.

— Бывает активная эвтаназия, пассивная, добровольная, недобровольная – как тут разобраться?

— Пассивная эвтаназия – это отключение больного от аппаратов, поддерживающих его жизненные функции. Активная эвтаназия – введение человеку, который страдает неизлечимым заболеванием, специальных препаратов, помогающих умереть быстро и безболезненно. Добровольная эвтаназия осуществляется по просьбе самого тяжелобольного или в соответствии с юридическими документами, оформленными ранее, где человек сам распорядился своей жизнью и высказал добровольную волю применить эвтаназию, если он впадет в кому, и будет не в состоянии лично передать такую просьбу о своём умерщвлении. Недобровольная эвтаназия проводится по просьбе родственников, если больной находится в коме, и прогнозы врачей по выздоровлению самые неблагоприятные.

— Где в мире разрешена эвтаназия?

— Разрешена эвтаназия в Нидерландах. Это первая страна, в которой уже в 1984 году Верховный суд признал добровольную эвтаназию приемлемым способом ухода из жизни, чтобы прекратить невыносимые страдания. В Бельгии легализовали эвтаназию в 2002 году. И в 2003 году 200 смертельно больных пациентов добровольно ушли из жизни, в 2004 году эвтаназия была проведена 360-и пациентам. В США в 1994 году эвтаназию разрешили проводить в штате Орегон, а в ноябре 2008 года – в штате Вашингтон, но в марте 2012 года запретили эвтаназию. Швейцария, Швеция, Люксембург, Австралия и Канада выпустили законопроекты, разрешающие отключать больных от аппаратов искусственного поддержания жизни или введения препаратов, с помощью которых больной умрет безболезненно. Есть разрешающий закон в Германии. Но я думаю, что поскольку занимаются этим частные компании, то на первый план выходят экономические соображения, а не моральные, и лучше бы, на мой взгляд, держаться от этого бизнеса подальше.

— Почему же там разрешили эвтаназию, и почему не разрешают у нас?

— В ряде случаев, чтобы иметь возможность поддерживать жизнь, необходимы большие финансовые затраты, этот тяжелый груз ложится на родственников больного, ну и на мой взгляд, каждый человек имеет право на свободу выбора. Эвтаназия нравственно допустима только в самых редких случаях и без ассистенции медицинского персонала. Но этой практикой до того легко злоупотребить, что любая легализация эвтаназии, по-моему, принесет больше вреда, чем милосердия.

Сам термин «эвтаназия» впервые употребил еще Ф. Бейкон в XVII столетии для определения «легкой смерти», и с XIX века слово означает «умертвить кого-либо из жалости». Причем идет речь о преднамеренном убийстве с целью облегчить ненужные страдания. Но со времен Гиппократа и до наших дней традиционная врачебная этика включает в себя запрет: «я никому, даже просящему об этом, не дам вызывающее смерть лекарство, и также не посоветую это».

Клятва Гиппократа – это прямое противоречие осуществления эвтаназии! Да и кто будет выполнять такую функцию? Кому и какую выдавать лицензию для выполнения таких действий? «Врач-убийца» — как бы его ни назвали? Это неприемлемо. Медики и на Западе отказываются выполнять такую функцию. Да и путь от добровольной эвтаназии к недобровольной слишком быстро формируется. С точки зрения религиозной, я тоже не знаю ни одной религии, которая одобряла бы такой шаг. Церковь и любое вероисповедание полностью осуждает суицид и эвтаназию. Это пример умерщвления невинного, что является моральным злом и не должно быть допустимо законом.

— Те, кто выступают за эвтаназию, говорят о милосердии…

— Говоря об эвтаназии, неизбежно приходится сталкиваться с понятием неизлечимости, но всегда ли можно с уверенностью говорить, что больной неизлечим? Широко известно, ошибки в диагнозах не исключены, когда врачи строят свои прогнозы. Во многом, понятие неизлечимости зависит от средств и возможностей, имеющихся в данный момент у врачей. Даже исторически известен случай с врачом, который помог умереть сыну, больному дифтерией, а затем услышал об открытии противодифтерийной сыворотки Roux.

— Если говорить о невозможности исправить решение, видели ли вы лично в своей практике «чудесные исцеления»?

— Представьте себе, видел. Один случай касался больного, которому диагностировали рак, а впоследствии диагноз оказался ошибочным. Второй смертельный прогноз был сделан женщине с гинекологическим заболеванием, тоже оказался врачебной ошибкой. В третьем случае болен был известный художник, которому поставили диагноз опухоль позвоночника, а речь шла о туберкулезном повреждении, и он прожил еще несколько лет…

— Но что можно сказать об альтернативе эвтаназии? Недавние новые суициды говорят о том, что проблема далека от решения.

— Все равно единственной альтернативой я вижу доступность паллиативной помощи, тем более, что ее гарантирует как бесплатную помощь, государство, только активнее необходимо проводить в жизнь эту систему. Я убежденный противник эвтаназии.

Сейчас есть современные медикаментозные и нейрохирургические и иные возможности устранять страдания, обеспечивать приемлемое качество жизни. Когда-то в молодости я работал реаниматологом, и у меня были сомнения на этот счет, но чем старше я становлюсь, тем глубже понимаю, что врач не Господь Бог, и врач не может брать на себя функцию судьи – и решать, кому жить, а кому не жить, врач только может помогать уменьшить страдания. Так что вижу паллиативную медицину реальной альтернативой таким смертельным практикам.

А если кто-то говорит о суицидальных настроениях или попытках пациентов покончить с собой по причине боли – в первую очередь, надо устранить эту причину. Более 25 лет я вижу, что если пациент нормально обезболен, обычно таких намерений он не высказывает, не обсуждает с персоналом, и его качество жизни приемлемо. Психика пациента подстраивается под тяготы и лишения. Нельзя больного «списывать со счетов». Если есть нормальная система помощи больному — физиологическая, психологическая, религиозная, есть поддержка родственников и коллег, то больной остается участником важных семейных событий, видит своих внуков, как же мы можем говорить об эвтаназии!

Тягостные симптомы можно убрать лекарствами, ведь если не говорить об онкологии, в которой болезнь быстро прогрессирует, то при других патологиях, скажем, при инсульте, рассеянном склерозе, астме, ревматологических заболеваниях, пациент может прожить еще годы, адаптируясь к болезни, и получая квалифицированную медицинскую помощь и социальную поддержку. А если у человека просто от тяжелого заболевания развилась депрессия? Как же живут в цивилизованных государствах инвалиды? Они создают семьи, помогают друг другу, часто работают.

— Но смогут ли родственники страдающего пациента также твердо сказать «нет»?

— Необходимо создать систему паллиативной медицинской помощи, стационары, куда можно положить тяжелого больного, в том числе на время «отпуска» близких людей. Чтобы родственники могли отдохнуть, выспаться, наконец. И конечно, доступной должна быть паллиативная медицинская помощь в конечном периоде жизни с эффективным контролем хронического болевого синдрома.

Читайте также:  День добрый, если у ребенка появились разные белые пятна на теле, что это может быть

Кроме родственников и друзей должен быть обученный медперсонал. Там, где произошел суицидальный случай необходимо гласно разбираться с причинами произошедшей трагедии, все ли было сделано, чтобы помочь больному. Убежден, сейчас есть все условия, чтобы общество повернулось лицом к проблеме, чтобы с болевым синдромом люди научились жить как с диабетом. Необходимо преодолеть косность, нерасторопность, а нередко непрофессионализм и бюрократизм.

— Почему вы этим занимаетесь с таким вниманием?

— Глупо было бы думать, что нас минует чаша сия, как говорится «все мы смертны», поэтому мы пытаемся сделать все возможное, чтобы выстроить систему паллиативной медицинской помощи в РФ. Мой учитель из МНИОИ им. П.А.Герцена профессор Н.А.Осипова учила нас — своих учеников, эффективной и безопасной терапии хронической боли. Как знать, когда-то такое искусство может потребоваться и нам самим, и нашим близким.

Если раньше и обратиться было некуда по этой проблеме, то сейчас это не так. Да, где-то терапия хронической боли еще несовершенна или недоступна в полном объеме, но специалисты по паллиативной медицинской помощи решают эту проблему, а не отворачиваются от страдающих пациентов. А каждый свой выбор будет делать сам.

«Проще всего сказать: давайте сделаем эвтаназию». Монолог русской медсестры из Новой Зеландии, которая помогает умирающим в Москве

В 1990-е годы родители Екатерины эмигрировали в Новую Зеландию и, как шутит сама девушка, вывезли ее с собой в животе. После школы Катя закончила медицинский университет и работает медсестрой в новозеландской больнице. Последние два года девушка приезжает на несколько месяцев волонтером в больницу святителя Алексия в Москве.

— Часто люди переезжают в Новую Зеландию в поисках лучшей, спокойной жизни. Действительно, там мало суматохи. Идешь по улице, навстречу идет человек. Улыбаешься ему, он улыбается в ответ. Казалось бы, идиллия. Но вместе с тем это совершенно другое общество, которое ставит перед христианами сложные вызовы времени.

Отдельная боль — эвтаназия, которую могут узаконить. Мне страшно за несчастных бабушек и дедушек, которые, чувствуя себя обузой, будут соглашаться на эту процедуру. Как только появляется этот, как они говорят, «выбор — жить или не жить», выбор исчезает. Они, я уверена, будут психологически вынуждены его сделать, чтобы не причинять остальным неудобства. Жить в таком «перевернутом» обществе, где убийство человека выдают за помощь, — очень тяжело.

Я, как верующий человек, понимаю, что страдания порой даются для очищения, переосмысления жизни. А страдающий человек посылается другим для дел милосердия. Эвтаназия — просто убийство со стороны медицины. При этом она даже не может точно сказать, умрет человек или нет, лишая его времени на покаяние и причастие. Здесь, в больнице святителя Алексия, много людей первый раз участвуют в таинствах только перед самой смертью. И мирно уходят. Человек действительно может для себя решить, жить ему или умереть, и так, к сожалению, бывает, но нельзя впутывать сюда медицину — она существует для помощи. Я все время говорю: встаньте с дивана и сделайте что-то для людей, чтобы они не так страдали.

Проще всего сказать: «Бабушка страдает, давайте сделаем ей эвтаназию». Нет — пойди к ней, накорми, помой, почитай ей. Да хоть просто поговори, в конце концов — вот это будет милосердие, а не так: отправляй ее на тот свет и живи дальше в своем комфортном мире. А в Новой Зеландии в Фейсбуке есть целые группы «Медсестры за эвтаназию».

Я даже не имеющим отношения к медицине подругам много рассказывала о паллиативной помощи и как она облегчает жизнь больного, не убивая его. Подруги были в шоке — они не подозревали, что такая помощь есть. У людей создается впечатление, что умирающий человек — тотальное страдание. Я стараюсь объяснить, что это не так. У каждого пациента есть свои горести и радости даже в такой жизни. Например, когда человек первый раз после инсульта сам пошел. У него такая радость, которую мы, обычные люди, никогда не испытываем. А с эвтаназией человек просто не дойдет до этой стадии. Но складывается впечатление, что в больницах все плохо, поэтому нужно «облегчить всем страдания».

Прийти к человеку, быть с ним — вот это значит принести ему настоящее облегчение.

Работа в паллиативе с умирающими людьми полностью переворачивает твое сознание. Ты начинаешь смотреть на многие проблемы и вещи с точки зрения Вечности и посмертной ответственности перед Богом. Перестаешь волноваться о каких-то несущественных мелочах вроде нового телефона или модной одежды. Главное — не растерять это состояние, когда возвращаешься обратно. В Москве всегда и везде открыты храмы, где ты можешь получить духовную поддержку, а в Окленде, где я живу, православный храм всего один, и службы там проходят только по воскресеньям и праздникам. Дай Бог русским ценить то, что у них есть.

Уполномоченный по правам человека в Калужской области

Библиотека

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА СМЕРТЬ: АБОРТ, ЭВТАНАЗИЯ, СМЕРТНАЯ КАЗНЬ

2010 Авторы:Анохина Е.В., Мишина Н.О., Перова С.С.; КГУ им. К.Э. Циолковского Институт социальных отношений Научный руководитель: Иванюшкин А.А., к.пол.н, доцент

С момента своего рождения гражданин становится правоспособным. Жизнь – это способ существования и жизнедеятельности человека. Задача государства заключается в том, чтобы оценить каждую жизнь, осуществлять заботу о ней, создавать необходимые условия для ее существования и развития, устранять и не допускать возникновения возможных препятствий на этом пути. Правомочие по распоряжению жизнью состоит в возможности подвергать себя значительному риску и возможности решать вопросы о прекращении жизни. Конституция РФ провозгласила данное право в качестве основного и неотчуждаемого. [1]

Данная тема актуальна во многих сферах деятельности человека. Наша работа направлена не только на поиск путей предотвращения поставленных проблем, но и на поиск причин, приводящих к их возникновению. Так почему же человек готов сделать аборт, совершить убийство или согласиться на эвтаназию? Кто должен решать, лишить человека жизни или нет? Мы предположили, что на данный момент, на данное состояние российского общества эти проблемы актуальны, и нельзя запрещать аборт, нужно легализовать эвтаназию, а также временно отменить мораторий на смертную казнь. С помощью исследования мы хотим выяснить, как относятся граждане Калужской области к данным вопросам и что они считают по этому поводу.

Одной из актуальных проблем в современной России является проблема абортов. Клятва Гиппократа запрещает врачу прерывание беременности.

Особо важна для нас эволюция отношения врачей и общества к проблеме аборта в течении двух последних столетий. Основоположник отечественного акушерства Н.М. Максимович-Амбодник еще в 1784 г . предвосхищал концепцию медицинских показаний к искусственному прерыванию беременности, выступая за то, чтобы в критических случаях на первое место ставить спасение матери, а не плода.

Большой интерес представляют дискуссия об аборте и решения, принятые на XII съезде Пироговского общества в 1913 г . Соглашаясь в целом с моральным осуждением аборта, врачи подчеркивали на Съезде также и такие аспекты данной проблемы: насколько совместим искусственный аборт с целями врачебной профессии; допустима ли коммерциализация такого рода медицинской практики.

В XX веке в дискуссию о допустимости аборта включаются феминистские движения, которые были против традиционного положения женщины в обществе, в том числе и ее сексуальной роли. В 50-е годы XIX в. одна из первых американских феминисток С. Гримке писала о «праве женщины решать, когда она будет матерью, как часто и при каких обстоятельствах».

С точки зрения морали аборт – всегда трудный, мучительный моральный выбор. Женщина, решающаяся на аборт, всякий раз стремится избежать «большего зла». Но к абортам нельзя привыкать, их нельзя считать нравственно-нормальным явлением.

И основной проблемой является определение статуса эмбриона. Отождествление понятий «эмбрион» и «человек» некорректно. Но эмбрион – это «потенциальный человек». Отсюда все разногласия.

Этические проблемы аборта заключаются не только в медицинских аспектах, но и в религиозной морали. В католической церкви существуют официальные документы по вопросам медицинской этики. В католичестве каждый брачный акт должен быть направлен на зарождение новой жизни. В традициях православной церкви отсутствует принятие официальных документов по вопросам здравоохранения. Однако также как и в католичестве оправдания для аборта нет. Современные тенденции разрешения аборта не признаются и исламом. [2]

Читайте также:  Жаропонижающие средства при высокой температуре что необходимо принимать взрослым и детям

В европейских странах выделяется четыре типа законов об аборте.

1. Самое либеральное законодательство разрешает «аборт по просьбе».

2. Довольно свободные законы разрешают аборт по многочисленным медицинским и социальным показаниям ( в шести странах: Англия, Венгрия, Исландия, Кипр, Люксембург, Финляндия ).

3. Довольно строгие законы разрешают аборт лишь при некоторых обстоятельствах: угроза физическому или психическому здоровью женины, инкурабельные дефекты плода, изнасилование и инцест ( в Испании, Польше, Португалии и Швейцарии ).

4. Очень строгие законы, которые или вообще запрещают аборты или разрешают их в исключительных случаях, когда беременность представляет непосредственную опасность для жизни женщины ( в Северной Ирландии и на Мальте ).

Если же говорить о мире в целом, то в 98% стран аборт разрешен в целях спасения жизни женщины, в 62% — в целях сохранения ее физического и психического здоровья, в 42% — в случае беременности после изнасилования и инцеста, в 40% — по причине дефективности плода, в 29% — по экономическим и социальным причинам, и только в 21% — по просьбе.

В России одно из самых либеральных законодательств об аборте. Статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан» разрешает «аборт по просьбе», аборт по медицинским и социальным показаниям.

Следующим этапом нашей работы было изучение вопроса легализации эвтаназии в нашей стране, а также отношение граждан к данной проблеме.

Право на смерть имеет свою давнюю историю. Начиная со времен Имхотепа, Хаммурапи и Гиппократа данная проблема волновала мыслителей, юристов, медиков. [3]

Впервые термин «эвтаназия» был использован Френсисом Бэконом. Он понимал под эвтаназией легкую, безболезненную, даже счастливую смерть.

Различают два вида эвтаназии:

1. пассивная (отказ от жизнеподдерживающего лечения, когда оно либо прекращается, либо вообще не начинается);

2. активная (преднамеренное вмешательство с целью прервать жизнь пациента): убийство (или умерщвление) из сострадания; добровольная активная эвтаназия; самоубийство при помощи врача.

В убийстве из сострадания требуется согласие пациента, а вот в двух других случаях наоборот. Разница только в том, что во втором случае сам врач по просьбе пациента делает ему смертельную инъекцию, тогда как в третьем случае врач передает в руки пациента средство, позволяющее ему покончить с собой. Американский врач Джек Кеворкян – «доктор-смерть», который «отправил на тот свет» несколько десятков человек, действовал именно таким образом: он создал устройство, которое вызывает смерть пациента только тогда, когда сам пациент приведет его в действие.

Однако мы можем наблюдать и другую практику по этому поводу. Так, например, в начале 90-х годов в Голландии была узаконена эвтаназия, где таким образом уже умерщвлено более 16 тыс. пациентов; в Бельгии – 6 лет; недавно она стала применяться в Люксембурге, а также в штате Орегон (США).

Попытаемся же кратко сформулировать аргументы «за» и «против» эвтаназии. Те, кто выступают в защиту эвтаназии, обычно обосновывают свою позицию следующими доводами:

Человеку должно быть предоставлено право самоопределения, вплоть до того, что он сам может выбирать, продолжать ли ему жизнь или оборвать ее.

Человек должен быть защищен от жестокого и негуманного лечения. Человек имеет право быть альтруистом.

«Экономический» аргумент. Порой утверждается, что лечение и содержание обреченных отнимает у общества немало средств, которые можно было бы, узаконив эвтаназию, использовать более рационально.

Аргументы противников эвтаназии следующие:

Активная эвтаназия есть покушение на непреходящую ценность – человеческую жизнь.

Возможность диагностической и прогностической ошибки врача. Риск злоупотребления со стороны персонала.

Возможность появления новых медикаментов и способов лечения, наличие эффективных болеутоляющих средств.

Конечно, эвтаназия это скорее крайняя мера, и, можно и нужно дать пациенту возможность вести содержательную, наполненную жизнь в последние годы или месяцы своей жизни. Место борьбы за спасение жизни больного занимает паллиативная помощь, т.е. обезболивание, уход, социально-психологическая поддержка и пр. Основатель современных хосписов англичанка С. Сондерс еще в 1948 г . пришла к простой мысли: умирающему пациенту можно и нужно помочь. [4]

Отвергая право на смерть, наше государство обрекает неизлечимо больного человека на невыносимые физические и нравственные страдания. Право на жизнь, несомненно, должно включать и право на смерть. Реальное благополучие человека есть высшая ценность. А при неизлечимом недуге данная ценность исчезает. [5]

Если эвтаназия – это добровольное решение человека, то смертная казнь – принудительное лишение жизни.

Смертная казнь – самая суровая мера наказания, заключающаяся в лишении человека жизни. Она применяется только по приговору суда от имени государства и назначается за очень узкий круг особо тяжких умышленных преступлений.

Прообразом смертной казни, как и других видов уголовных наказаний в догосударственном обществе, являлась кровная месть. Впервые в истории русского государства смертная казнь была закреплена в 1398 г . в Двинской уставной грамоте. Предусматривалась казнь только в одном случае – за кражу, совершенную в третий раз. [6]

Доктор исторических наук Игорь Васильевич Бестужев-Лада писал: «За посягательство на человеческую жизнь – смерть! Да, смертная казнь – тоже своего рода лишение человека жизни. Поэтому надо стремиться к ее отмене. Но для отмены необходимы соответствующие условия, которые надо создавать». [7]

Сейчас смертная казнь предусмотрена в ч. 2 ст. 20 Конституции РФ. В России проблема применения смертной казни действительно актуальна. В стране вот уже несколько лет действует нелегитимный мораторий, дезориентирующий суды, прокуратуру и другие правоохранительные органы в борьбе с особо тяжкими преступлениями против жизни людей, не только не способствующий, но… мешающий обеспечению законности и правопорядка. Мораторий не является юридически действующим, так как официально не опубликован документ о его введении. [8] Суды используют в качестве альтернативы исключительной мере наказания пожизненное лишение свободы или лишение свободы на срок 25 лет. Согласно аналитическим опросам, большинство населения (до 80%) против отмены смертной казни и помилования осужденных к этому виду наказания.

Мораторий на применение смертной казни в таком виде, в котором он существует в настоящее время, незаконен.

Полностью отменить смертную казнь возможно только лишь при становлении истинно гражданского общества и правовой государственности.

Определение 1. Права человека – понятие, характеризующее правовой статус человека по отношению к государству, его возможности и притязание в экономической, социальной, политической и культурной сферах. [9]

Определение 2. Аборт – прерывание беременности в первые 28 недель, когда плод еще не жизнеспособен. [i]

Определение 3. Эвтаназия (от гр. eu – хорошо и thanatos – смерть) — это право человека выбрать смерть, отказавшись от длительного, не приносящего облегчения лечения, это «право на достойную смерть». [ii]

Определение 4. Хосписы – это больницы для безнадежно больных пациентов, уход в которых сочетает в себе симптоматическое лечение с заботой об эмоциональном и психологическом благополучии умирающих и их близких. [iii]

Определение 5. Смертная казнь – в уголовном праве одно из самых давних и суровых наказаний. [iv]

Объект исследования: жители Калужской области различных возрастных категорий.

Предмет исследования: проблема реализации права на жизнь в современном обществе.

Цель исследования: доказать необходимость сохранения права на аборт; доказать необходимость легализации эвтаназии в России и временной отмены смертной казни.

1. Изучить отношение респондентов к аборту, эвтаназии и смертной казни.

2. Проанализировать полученные эмпирические результаты и на их основе сформулировать теоретические закономерности.

3. Определить меры, способные изменить сложившиеся негативные тенденции в общественном мнении по отношению к рассматриваемым проблемам.

Используемые методы: анкетирование, [v] беседа с экспертами по данным вопросам. [vi]

Результаты реализации методики:

Во время проведения исследования нами было опрошено 500 человек (по каждому вопросу) – это жители Калуги и Калужской области – из них 250 мужчин и 250 женщин. Их разделили на две возрастные категории: от 16 до 30 лет включительно и от 31 года до 55 лет. Основываясь на анкетных данных, мы пришли к следующим выводам по данным проблемам.

Читайте также:  У ребенка режутся зубы как помочь малышу

Аборты. В рассмотрении этой проблемы мы поделили респондентов по семейному положению. Приблизительно 70% респондентов из каждой возрастной группы допускают аборты в своей жизни, но стоит отметить, что женатые и замужние молодые люди лишь на 57% допускают возможность аборта.

По нашему мнению, негативной тенденцией является то, что подавляющее большинство респондентов не считают аборты опасными для жизни.

На вопрос «Зная, что после аборта Вы (Ваша жена или девушка) не сможете иметь детей, сделали бы Вы аборт?» все 500 респондентов ответили «нет». Это положительный факт, но, к сожалению, на практике это не всегда так. Поэтому, из-за абортов с осложнениями мы имеем печальную статистику по бесплодию.

По мнению Колесниковой Н.М., врача-гинеколога больницы им. Циолковского г.Калуги, прерывание беременности не выход, но существуют медицинские показатели, с которыми нужно считаться.

Эвтаназия. Эвтаназия – не новое слово для россиян, поэтому только 45 человек из 500 не знают, что такое эвтаназия.

Цель анкетирования по вопросу эвтаназии – выяснить, готовы ли люди дать согласие на эвтаназию, причины согласия, отношение к тем, кто будет выполнять акт эвтаназии, а также возможно ли легализовать эвтаназию в России. Большинство из категории 16 – 30, а именно 73% готовы дать согласие на эвтаназию; из категории 31-55 – 77%. Совсем небольшое количество респондентов, считаю врачей, совершающих акт эвтаназии, убийцами.

В анкетах также был поднят вопрос хосписов. Только 15% из группы 16 – 30 считают, что в России достаточно хосписов. Среди старшей возрастной категории таковых нет.

Вопрос о легализации эвтаназии в России показал, что молодые люди, а именно 51%, считают возможным легализовать эвтаназию. Более старшее поколение наоборот: только 39% считает это возможным.

По мнению Лущенко М.М., хирурга-онколога онкологического диспансера г. Калуги, нужно развивать медицинские центры, которые занимались бы улучшением качества жизни пациента (хосписы).

Смертная казнь. 76% от 16 до 30 и 71% от 31 до 55 считают, что нужно снять мораторий со смертной казни. Самыми популярными видами преступлений для респондентов, за которые нужно казнить являются педофилия, серийные убийства, терроризм и геноцид.

Респондентам был задан вопрос «Какой из способов приведения смертной казни можно допустить в УК РФ?». Респонденты оказались достаточно «гуманными», поэтому большинство было за инъекцию. В целом как к смертной казни, так и к пожизненному заключению отношение положительное. Но смертную казнь рассматривают как исключительную меру наказания. 33 человека относятся отрицательно к смертной казни и 12 человек против таких наказаний вообще.

По мнению Холомеевой А.В., дознавателя ОВД Московского округа г.Калуги, смертная казнь имеет место быть, но за особо тяжкие преступления.

Выводы и возможные пути решения данных проблем

Как уже было сказано в работе, ст. 20 КРФ провозглашает право каждого на жизнь. Одна из библейских заповедей гласит: «Не убий». Так может нам всем стоит задать себе вопрос : «Существуют ли аспекты, исключающие право на жизнь?».

В своей работе мы рассматривали такие проблемы как аборт, эвтаназия и смертная казнь. На основе теоретического материала и исследования мы предлагаем следующие варианты решения этих проблем.

Аборты: прежде всего, это половое воспитание как в семье, так и в школе, которые должны проводиться как отдельно по половому признаку, так и совместно. Для этого должна быть база преподавателей. Обязательна психологическая помощь семьям, где забеременели несовершеннолетние. Работа с родителями. Организовать досуг для молодежи. Чаще освещать вопросы полового воспитания в СМИ. Также, если это необходимо, важно обеспечить защиту молодых людей, от которых забеременели несовершеннолетние. И главное, придерживаться законных оснований для аборта, но ни в коем случае, не запрещать.

Эвтаназия: пускай сейчас в России не возможна легализация эвтаназии, но нужно развивать сеть хосписов по стране. Если же легализовать эвтаназию, то нужно сделать следующее: определить, кто будет делать эвтаназию; определить процедуру эвтаназии; определить кто будет принимать решение о прекращении жизни, если человек в коме; определить препараты, которыми будет производиться эта процедура; создать комиссию, которая обезопасит как врача, так и пациента согласного на эвтаназию.

Смертная казнь: временно снять мораторий; определить преступления за которые можно приговорить к казни и методы исполнения ее; определить, кто будет осуществлять казнь; освещать в СМИ факт казни, но не саму казнь; принять меры по исключению судебной ошибки.

Пускай сейчас это скорее невозможно, но мы уже сделали первый шаг.

[1] Палькина, Т.Н. Проблема реализации права на жизнь/Социальное и пенсионное обеспечение.-2008.-№4.-с.4

[2] Введение в биоэтику. Учебное пособие.-М.: «Прогресс-Традиция», 1998.-384с.-215с.

[3] Чернышева, Ю.А. Эвтаназия: прошлое, настоящее, будущее//Закон и право.-2008.-№5.-с.54

[4] Введение в биоэтику. Учебное пособие.-М.: «Прогресс-Традиция», 1998.-384с.-с.276.

[5] Чернышева, Ю.А. Эвтаназия: прошлое, настоящее, будущее//Закон и право.-2008.-№5.-с.54

[6] Смертная казнь: за и против./Под ред. С.Г.Келиной.-М.:Юрид.лит, 1989.-528с.-с.13

[7] См. там же. Стр.291

[8] Палькина, Т.Н. Проблема реализации права на жизнь/Социальное и пенсионное обеспечение.-2008.-№4.-с.5

[9] Большой юридический словарь.3-е изд., доп. и перераб./Под ред.проф. А.Я. Сухарева.-М.:ИНФРА-М.: 2009.- VI , 858с.-с558.

Виды эвтаназии

В теории выделяются два вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного) и активная эвтаназия (введение умирающему лекарственных средств либо другие действия, которые влекут за собой быструю смерть). К активной эвтаназии часто относят и самоубийство с врачебной помощью (предоставление больному по его просьбе препаратов, сокращающих жизнь).

Пассивная эвтаназия (или как ее еще называют «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти — на практике достаточно часто встречается и у нас в стране. Пассивная эвтаназия практикуется почти во всех странах. Согласно сведениям, опубликованным в Международном медицинском журнале (2004г. — С. 357-360), 40 % всех смертей больных наступает либо в результате принятия совместного с медиками решения о прекращении жизни, либо в результате отказа от лечения, либо с помощью лекарств, ускоряющих наступление смерти.

Но основным предметом дискуссии стала эвтаназия активная, и теперь когда говорят об эвтаназии, то имеют в виду именно эту ее разновидность.

Под активной эвтаназией (или как ее еще называют «метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти.

Активная эвтаназия может выражаться в следующих формах:

1) «Убийство из милосердия» — происходит в тех случаях, когда врач, видя мучительные страдания безнадежно больного человека и будучи не в силах их устранить, например, вводит ему сверхдозу обезболивающего препарата, в результате чего наступает желанный смертельный исход.

2) «Самоубийство, ассистируемое врачом» — происходит, когда врач только помогает неизлечимо больному человеку покончить с жизнью.

3) Собственно активная эвтаназия — может происходить и без помощи врача. Пациент сам включает устройство, которое приводит его к быстрой и безболезненной смерти, как бы сам накладывает на себя руки.

По данным Американской медицинской ассоциации, большая часть больных, умирающих в больницах США, уходит из жизни добровольно с помощью медперсонала. Считается, что негласно существует подобная практика и в России при том, что активная эвтаназия резко и безоговорочно осуждается не только в нашей стране, но и в других государствах.

Таким образом, суть проблемы активной эвтаназии заключается в попытках оправдать умышленное причинение врачом смерти больному из сострадания или по просьбе самого умирающего либо его близких.

Если принять во внимание все многообразие традиций и взглядов конкретного сообщества (так называемый принцип социально-культурного контекста), можно заключить, что эвтаназия не будет являться единственной системой помощи при умирании.

Как альтернатива эвтаназии, есть специальная система медицинской помощи, болеутоляющих средств, дающих возможность уйти достойно, не прибегая к активной эвтаназии, это паллиативный уход.

Ссылка на основную публикацию
Шишка, шарик или бугорок на глазу – причины, фото и что делать
Удаление кисты глаза Доброкачественная опухоль на веке или слизистой оболочке, содержащая внутри жидкость, называется кистой. В переводе с греческого –...
Шевеление плода при беременности на каком сроке чувствуется первое шевеление
Первые движения плода: когда ребенок начинает шевелиться, акушерские нормы и характер ощущений Движения малыша в животе вызывают у мам непередаваемые...
Шевелятся волосы на голове причины
kocakpaca.ru стрижки, прически, уход за волосами Мурашки по голове: причины и лечение Знакомо ли вам ощущение, при котором словно бегают...
Шишки на голове в волосах как лечить · GitHub
На голове под кожей возникла шишка? Различные причины ее появления и какие действия должны быть при этом Зачастую шишки и...
Adblock detector