Шины для лечения переломов, виды, применение и использование — Medika

Какие бывают шины в медицине

При лечении переломов могут использоваться шины разных типов. Как правило, в медицинских учреждениях встречаются стандартизированные товары. Они в первую очередь подойдут для переломов рук, ног. Важно отметить, что шины отличаются по жесткости, размеру несущей опоре и материалу. Если рассматривать импровизированные товары, то их изготовит проще всего, однако это временное решение проблемы. При оказании первой медицинской помощи для фиксации кости можно использовать дощечку. В данном случае важно оперативно доставить больного до больницы.

В отдельную категорию выделены шины-протезы , необходимые для устранения дефектов. Их особенность кроется в наличие шинирующего приспособления. Сейчас используются как жесткие, так и гибкие варианты. Шины-протезы помогут даже при переломах ребер. Стоит учитывать, что они отличаются по ширине. Приспособления для транспортной иммобилизации конечностей встречаются разных типов. Наиболее простым вариантом считается просто проволочная шина. Однако иногда используется модель Дитерихса либо пневматическое приспособление.

Виды шин, применение

Проволочная шина Крамера

Такое приспособление может с легкостью решить проблему при смещении кости. Особенность кроется в наличие обычной решетки чаще всего из тонкой проволоки. Шина при этом покрыта плотной тканью. Интересно отметить, что в некоторых вариантах встречается использование бинта. Про гибкость приспособления говорить не приходится. Однако модель может быть различной формы, и это очень удобно для больного.

Шина Дитерихса

Представленное приспособление ранее очень активно использовалось при открытых переломах. Тут имеется только два элемента, которые сделаны из дерева. Сразу стоит сказать, что шина Детерихса может выдержать большую нагрузку. Из недостатков отмечается ее дороговизна. Длинная часть приспособления, как правило, изготавливается из широкой доски. Отверстия на ней находятся на небольшом удалении друг от друга. Ранее короткие доски под шину подбирали с обычной втулкой, а сейчас встречаются разные варианты.

Пневматическая шина

По сути, это герметичная камера, которая внутри полая. Пораженная конечность в ней находится в неподвижном состоянии. Прелесть приспособления заключается том, что она обладает отменной жесткостью, и при этом к пораженному участку подается воздух. Таким образом, создается небольшое избыточное давление.

Шина-воротник

При повреждениях шейного отдела не обойтись без приспособления Шанца. В чем особенность такой шины? У нее довольно мягкий фиксатор, и радует то, что она подходит для лечения остеохондроза. В отдельную подкатегорию выделены шины с гибкой несущей частью. Такие приспособления подойдут как для взрослых, так и детей. Шея при этом может свободно разгибаться либо вращаться.

Стоматологическая сфера

В стоматологической сфере часто рассматриваются пациенты с переломами челюстей. Им на помощь приходят шины, которых на первый взгляд не похожи друг на друга. Они отличаются по своей конструкции и свойствам. В данном случае важно понимать степень поражения мягких тканей и учитывать область перелома челюсти. Что касается основных приспособлений, то тут можно встретить модели Вайсенфлю и, конечно же, Ванкевича. Однако об этом стоит поговорить отдельно.

Шина Вайсенфлю и ее особенности

Приспособление данного типа ставится на переднюю часть челюсти. Все это позволит зафиксировать зубы. Если говорить про конструкцию, то у шины Вайсенфлю имеется несколько небных накладок и, конечно же, штифты. Преимущество данного типа кроется в повышенной плотности, и при этом такое приспособление можно зафиксировать у коронок зубов.

Шина Ванкевича

Проблемы с переломом нижней челюсти легко решить при помощи шины Ванкевича. Она проста по своей конструкции и является недорогим вариантом для больного. В чем особенность такого приспособления? В первую очередь стоит выделить широкую опорную часть. Для ее фиксации применяются штифты. Фиксация приспособления, естественно, происходит благодаря верхней челюсти, а именно ее отросткам.

Использование зубных шин

Если рассматривать вариант с зубами, то тут все намного проще. Пластмассовая часть шины накладывается на пораженный участок. Также в последнее время встречаются варианты со съемными протезами, которые являются более сложными с конструктивной точки зрения.

Купить шины для переломов Вы можете в нашем магазине Медика по самой низкой цене!

ТРАНСПОРТНЫЕ И ЛЕЧЕБНЫЕ ШИНЫ

Транспортная иммобилизация обеспечивается применением стандартных шин и подручных средств.

Стандартные шины. Шины Крамера (лестничные) бывают двух размеров (110 х 10 см и 60 х 10 см (рис. 5.47). Они обладают большой прочностью, малой массой, гибкостью, что позволяет придавать им любую форму.

ШинаДитерихса применяется при переломах бедра, верхней тре­ти голени и повреждениях тазобедренного сустава (рис. 5.48). Она состоит из двух раздвижных деревянных бранш (наружной и вну­тренней) , подошвы и закрутки. В браншах есть прорези для ремней

или бинтов. Эта шина обеспечивает неподвижность тазобедренно­го, коленного и голеностопного суставов.

Пневматические шины (ШМП) выпускаются трех типов: для ки­сти и предплечья, стопы и голени и коленного сустава. Такие шины легкие, быстро накладываются и минимально травмируют пациен­та, прозрачные для рентгеновских лучей. Они состоят из прозрач­ной двухслойной камеры, застежки-молнии и клапана для нагнета­ния воздуха, снабженного трубкой. Шины свободно накладываются поверх одежды, обуви и застегиваются «молнией». Воздух в шину нагнетается ртом: при этом шина плотно охватывает конечность. Пе­ред снятием из шины выпускают воздух и расстегивают застежку-молнию.

Шина Еланского используется для фиксации головы и шеи. Она имеет форму силуэта головы, шеи и груди и состоит из двух половин, соединенных шарниром (рис. 5.49). В области затылочного отвер­стия имеются два полукруглых валика. Шину осторожно подводят под голову, шею и спину пациента и фиксируют ремнями, голову прибинтовывают к шине.

Читайте также:  ОАГА при беременности — что это такое, расшифровка, как минимизировать риск

Шина-праща Энтина изготовлена из пластмассы (рис. 5.50). Она используется для фиксации нижней челюсти.

Шины ЦИТО бывают двух видов: складная фанерная и для верх­ней конечности (рис. 5.51).

Подручные средства. Среди подручных средств для транспорт­ной иммобилизации используют лопату, палки, лыжи, доски, щиты из досок, картон и т.д.

Лечебные шины. Стандартная отводящая шина ЦИТО применя­ется при переломах плеча со смещением отломков.

Шина Белера используется при переломах костей нижних конеч­ностей со смещением (рис. 5.52). Она обеспечивает возвышенное физиологическое положение поврежденной конечности и вытяже­ние по оси.

Также для лечебных целей применяют гипсовые повязки, шин­ные повязки из полимеров и синтетических материалов. Существу­ют лечебные компрессионно-дистракционные шины Илизарова (рис. 5.53), Гудушаури и др.

Правила осуществления транспортной иммобилизации. Необ­ходимо соблюдать следующие правила:

1. шину обертывают серой ватой и бинтом;

2. для создания неподвижности отломков поврежденной кости шину накладывают так, чтобы обездвижить два смежных сустава (выше и ниже места перелома), а при переломах плеча и бедра — три сустава;

3. металлическую шину моделируют не по поврежденной конеч­ности, а по здоровой;

4. шины накладывают поверх одежды и обуви;

5. между шиной и костными выступами вкладывают мягкую подстилку (из ваты, соломы, травы и т.д.);

6. шину прибинтовывают равномерно и плотно, но не туго, чтобы не нарушить крово­обращение поврежденной конечности;

7. при открытом переломе перед иммобили­зацией кожу вокруг раны обрабатывают рас­твором антисептика, а на рану накладывают асептическую повязку; при ее отсутствии горя­чим утюгом проглаживают чистую ткань с обе­их сторон;

8. при кровотечении из раны сначала выпол­няют гемостаз;

9. перед наложением шины осуществляют обезболивание (при отсутствии подозрения на повреждение органов живота);

10. поврежденной конечности придают среднефизиологическое положение;

11. при переломе костей голени накладыва­ют три шины Крамера (две по боковым поверхностям ноги и одну по задней поверхности от стопы до верхней трети бедра).

Особенности ухода за пациентом на скелет­ном вытяжении. При лечении скелетным вытя­жением необходимо строго соблюдать асепти­ку для профилактики инфицирования места введения спицы. Салфетки вокруг спицы регу­лярно меняют; при их смене спицу протирают спиртом. Несколько раз в день салфетки смачи­вают спиртом с помощью пипетки. Такого же ухода требуют спицы компрессионно-дистракционных аппаратов. При лечении постоянным вытяжением боль­ные находятся на длительном постельном режиме, поэтому край­не важны меры по профилактике пролежней, легочных осложне­ний.

Наложение шины Дитерихса. Шину накладывают в следующей последовательности:

1) подошвенную часть шины фиксируют к обуви мягким бинтом по типу восьмиобразной повязки на голеностопный сустав;

2) нижние концы бранш шины проводят через металлические скобы подошвы и прикладывают бранши к боковым поверхностям конечности и туловища;

3) в области костных выступов большого вертела, коленного и го­леностопного суставов подкладывают ватно-марлевые подкладки;

4) для лучшей иммобилизации конечности по ее задней поверх­ности укладывают шину Крамера протяженностью от стопы до яго­дичной области с толстыми подкладками в области подколенной ямки и ахиллового сухожилия;

5) боковые бранши шины Дитерихса и шину Крамера прикрепля­ют ремнями или косынками к конечности и туловищу;

6) концы шнурков закрутки продевают через отверстие откидной планки по обе стороны палочки-закрутки;

7) помощник, взявшись руками за стопу, вытягивает ногу постра­давшего до тех пор, пока верхние концы шины не упрутся в подмы­шечную область и промежность;

8) в этом положении шнурки закрутки завязываются на палочке-закрутке;

9) после вытяжения шину фиксируют циркулярными турами мяг­кого бинта (ползучая повязка).


Техника наложения транспортной шины Крамера. Повреждения плеча. Для транспортной иммобилизации при повреждениях плеча целесообразно пользоваться шиной Крамера протяженностью от лопатки здоровой стороны до пальцев больной руки (рис. 5.54). Шину предварительно обкладывают ватой и фиксируют бинтом, модели­руют на себе или по здоровой конечности пациента, если позволяет его состояние.

Поврежденной руке придается среднефизиологическое положе­ние, т. е. в локтевом суставе сгибают на 90°, ладонь обращена к жи

воту, плечо отведено от туловища на 30 — 50°, кисть в положении лег­кого тыльного сгибания в лучезапястном суставе, пальцы полусогну­ты. В подмышечную впадину поврежденной стороны и ладонь вкла­дывают ватно-марлевые валики.

Медицинский работник, взяв шину за один конец, заводит ее за свою спину. Другой рукой он берет второй конец шины и распола­гает ее по поврежденной конечности и выполняет сгибание в локте­вом и плечевом суставах. После этого он снимает шину с себя, под­правляет и накладывает ее на пациента. Концы шины фиксируют двумя бинтовыми тесемками длиной по 50 — 70 см. От пальцев до подмышечной впадины шина фиксируется ползучей повязкой, ко­торая дальше переходит в колосовидную. После этого на поврежден­ную руку накладывают косыночную повязку.

Повреждения предплечья. Лестничную шину Крамера изгибают под утлом 90° так, чтобы один ее конец соответствовал длине пред­плечья и кисти до основания пальцев, а другой до верхней трети пле­ча (рис. 5.55). Руку, согнутую в локтевом суставе под прямым углом, укладывают на шину, в ладонь вкладывают ватно-марлевый валик; ладонь обращена к животу. Шину прибинтовывают, руку подвеши­вают на косынку.


Повреждения голени. Шиной Крамера достигается вполне удо­влетворительная иммобилизация. Для иммобилизации голени ис­пользуют три шины Крамера. Сначала их моделируют по контурам голени. Одну из них накладывают по задней поверхности голени и бедра от кончиков пальцев стопы до верхней трети бедра, две дру­гие — по боковым поверхностям голени и бедра. Нижние концы этих шин нужно согнуть так, чтобы они охватывали стопу в виде стреме­ни для фиксации голеностопного су­става. Между шинами и костными вы­ступами вкладываются ватно-марлевые подкладки. Шины фиксируют к конеч­ности ползучей повязкой.

Читайте также:  Тревожность симптомы, причины, виды, как преодолеть тревожность

Транспортная иммобилизация при повреждениях стопы. После моделирования накладывают две шины Крамера. Предварительно внутреннюю поверхность шин выстилают ватно-марлевыми под­кладками. Одну из шин накладывают от кончиков пальцев по подо­швенной поверхности стопы, а затем, согнув под прямым утлом, вдоль задней поверхности до верхней трети голени. Вторую шину, изогнутую в форме буквы «Г», накладывают вдоль наружной поверх­ности голени с таким расчетом, чтобы она охватила подошвенную поверхность стопы наподобие стремени. Шины фиксируют ползу­чей повязкой. После рентгенологического исследования пострадав­ших возвращают в кабинет врача, а затем переходят в гипсовальную, где им выполняют необходимые манипуляции и накладывают гип­совые повязки.

1. Дайте определение десмургии.

2. Что представляют собой повязка, перевязочный материал, перевязка?

3. Какие вам известны цели наложения повязок?

4. Какие существуют виды повязок по назначению?

5. Какие задачи выполняет иммобилизация?

6. Опишите правила бинтования.

7. Какова техника наложения различных повязок на голову?

8. Охарактеризуйте технику наложения повязок на грудь.

9. Какие основные виды транспортных и лечебных шин существу­ют в здравоохранении?

10. Назовите правила наложения транспортных шин.

11.Что представляет собой ППИ? Каково его предназначение?

12. При каких показаниях применяют сетчато-трубчатые бинты?

13. Назовите показания к применению суспензория.

14. Что представляет собой окклюзионная повязка? В каком слу­чае ее применяют?

5.1. Для поддержания верхней конечности применяется повязка:

г) колосовидная на плечевой сустав.

5.2. Герметизирует рану грудной клетки повязка:

5.3. На промежность накладывают повязку:

5.4. К твердым относится повязка:

5.5. При переломе ключицы накладывают повязку:

б) черепашью расходящуюся;

в) спиральную с перегибами;

5.6. При растяжении связок голеностопного сустава следует наложить
повязку:

5.7. На затылок накладывается повязка:

5.8. К твердым относится повязка:

5.1. Во время ремонтных работ в подвале роддома один из рабочих упал на металлическую арматуру и получил ранение груди. При осмо­тре в области четвертого межреберья по задней подмышечной линии слева обнаружена глубокая рана, через которую на вдохе входит воздух в плевральную полость. Отмечаются одышка, цианоз кожных покровов, тахикардия.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь.

5.2. Во время гололеда по пути с работы мужчина, упал на правую руку. Его беспокоят сильная боль в правом плече, хруст при перемене положения руки. Функция руки нарушена.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь?

5.3. После дорожно-транспортного происшествия у пострадавшего на волосистой части головы имеются множественные раны с обильным венозным кровотечением.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какие действия должны входить в неотложную помощь?

5.4. Хирург сделал операцию по поводу воспалительного процесса в области локтевого сустава и дал указание медицинской сестре наложить повязку с гипертоническим раствором натрия хлорида.

1. Какую повязку следует наложить в данной ситуации?

2. В каком порядке выполняют манипуляцию?

5.5. Кормящая женщина через 7 сут после родов стала отмечать боли в правой молочной железе, ухудшение общего состояния, головную боль, повышение температуры тела до 37,5 °С. Хирург после осмотра пациентки
рекомендовал медицинской сестре наложить повязку.

1. Поставьте предположительный диагноз.

2. Какую повязку предпочтительнее наложить?

5.6. Во время заточки детали на наждаке рабочему в глаз попало инородное тело. Его беспокоят сильная боль в глазу, резь, слезотечение. Острота зрения резко снизилась.

1.6. Неотложная помощь при переломах

Первая медицинская помощь при переломах оказывается самим пострадавшим или свидетелями травмы. В первую очередь необходимо предупредить сдвиги отломков костей, чтобы исключить дальнейшее травмирование ими прилегающих тканей, а также по возможности предупредить посттравматические осложнения. Доврачебная помощь при открытых переломах и кровотечении из раны предусматривает: остановку кровотечения путем наложения давящей повязки или жгута; наложение первичной асептической повязки на рану и обезболивание; иммобилизацию конечностей; вынос или вывоз пострадавших в лечебное учреждение.

Средства иммобилизации. Для обеспечения неподвижности поврежденной конечности или другой части тела используют стандартные, нестандартные, импровизированные шины. Стандартные шины бывают сетчатые, лестничные (шины Крамера), фанерные, деревянные (шины Дитерихса), пластмассовые, пневматические (рис. 16).

Рис. 16. Средства иммобилизации: а — стандартные шины; б — шина Дитерихса; в — пневматические шины

Они применяются при переломах костей, значительных повреждениях мягких тканей, больших кровеносных сосудов, нервов, при значительных ожогах конечности, вывихах. При отсутствии стандартных шин для иммобилизации можно использовать различный материал (деревянные рейки, бруски, толстый картон, пучки хвороста), менее пригодны орудия труда и предметы обихода (палки, лыжи, лопаты). Если нет никаких подручных средств, самую примитивную иммобилизацию можно осуществить, прибинтовав поврежденную верхнюю конечность к туловищу, а поврежденную нижнюю конечность — к неповрежденной (рис. 17).

Рис. 17. Создание неподвижности сломанной конечности по методу «нога к ноге»

Правила иммобилизации. При проведении иммобилизации фиксационными шинами следует руководствоваться рядом правил:

  • шина должна быть удобной для пострадавшего и не причинять ему боль;
  • иммобилизация должна быть проведена как можно раньше;
  • при наличии раны ее следует закрыть асептической повязкой до наложения шины;
  • при применении кровоостанавливающего жгута последний накладывается до проведения иммобилизации;
  • перед иммобилизацией предварительно моделируют шину под размер и форму поврежденной конечности;
  • шина не должна оказывать сильного давления на мягкие ткани, сосуды, нервы, особенно на костные выступы;
  • при переломах длинных трубчатых костей обязательна фиксация 2-3 смежных суставов;
  • конечность следует иммобилизовать в среднем физиологическом положении;
  • транспортную шину прикрепляют к конечности бинтом, не нарушая кровообращения;
  • перед наложением шины потерпевшему вводят обезболивающие средства.
Читайте также:  Капнометрия и капнография в ветеринарной практике

Наложение шин при переломах костей верхних конечностей. При переломах костей кисти и пальцев иммобилизацию можно провести сетчатой или деревянной шиной, другим подручным материалом. Шину накладывают на тыльную поверхность руки от концов пальцев до верхней трети предплечья. Ладонь несколько сгибают, кладут в нее ватно-марлевый валик, затем прикрепляют шину бинтом (рис. 18).

Рис. 18. Иммобилизация при переломах костей кисти

При повреждении костей предплечья верхний конец шины кладут на уровне средней трети плеча, а нижний — на уровне концов пальцев, ладонная поверхность кисти повернута от туловища или вверх (рис. 19).

Рис. 19. Иммобилизация при переломах костей предплечья: а — лестничной шиной; б — подручными средствами

При переломах ключицы для иммобилизации можно использовать палку, которую располагают горизонтально на уровне нижних углов лопаток, а также ватно-марлевые кольца и повязку Дезо (рис. 20).

Рис. 20. Повязка Дезо

При переломах плеча шину кладут от внутреннего края лопатки здоровой стороны, через плечевой сустав, вдоль наружной поверхности плечевой кости, сгибая руку в локте-вом суставе под прямым углом, подводят ее к туловищу и заканчивают, несколько перекрывая концы пальцев. Шину укрепляют бинтом (рис. 21).

Рис. 21. Иммобилизация перелома плеча лестничной шиной

Наложение шин при переломах костей нижних конечностей. При повреждении стопы и голени иммобилизацию проводят шинами Крамера. Стопу и голень фиксируют с трех сторон: одну шину накладывают на заднюю поверхность голени и стопы от кончиков пальцев до средней трети бедра, две другие фиксируют по сторонам голени (внутренней и внешней), причем подошвенную их часть сгибают в виде стремени для более сильной фиксации голеностопного сустава. Стопу устанавливают под углом 90° по отношению к голени. Шины укрепляют бинтами или косынками.

При переломе бедренной кости, повреждениях тазобедренного и коленного суставов применяют шины Дитерихса или импровизированные шины. Перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом. Подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве стопы (обуви). Наружную планку расширяют и закрепляют с таким расчетом, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и, вставленная в металлическую скобу подошвенной части, выступала за нее также на 10-12 см. Конечную (шарнирную) ее часть сгибают под углом 90° и одевают на конец наружной планки. На конечности шину фиксируют циркулярными ходами бинта, а вверху наружную и внутреннюю части шины фиксируют двумя ремнями, после чего при помощи палочки-закрутки производят вытяжение за подошвенную часть шины.

При переломах позвоночника больного кладут на твердые носилки, доски. Если транспортировка осуществляется на мягких носилках, потерпевшего необходимо положить на живот, под грудь положить мягкий валик из одежды или одеяла для разгибания позвоночного столба (рис. 22).

Рис. 22. Транспортная иммобилизация при повреждении позвоночника: а — на спине; б — на животе

Пострадавшего с переломами костей таза кладут на твердую поверхность (доски, носилки), а под коленные суставы подкладывают скатанную в валик одежду. Ноги при этом необходимо согнуть в коленных и тазобедренных суставах, что создает условия для расслабления мышц и уменьшения болей.

Рис. 23. Вакуум-носилки для транспортной иммобилизации

Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками (рис. 23). После выкачивания воздуха с помощью небольшого насоса носилки становятся твердыми, хорошо моделируют форму тела при любом положении пострадавшего и долгое время ее сохраняют. Также при транспортной иммобилизации широко применяются гипсовые и пластмассовые повязки для фиксации отломков костей, лечения различных заболеваний конечностей, позвоночника.

Вопросы для повторения

  1. Перечислите основные правила иммобилизации.
  2. Какие существуют средства иммобилизации при переломах?
  3. Опишите ваши действия при переломах костей верхних конечностей; костей нижних конечностей.

Практическое занятие 4

Цель занятия — изучить правила иммобилизации при повреждениях (переломах) верхних и нижних конечностей.

Оснащение: бинты, косынки, ватно-марлевые валики, шины Крамера и Дитерихса, подручные средства.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе плеча:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • кладут ватно-марлевые валики в подмышечную впадину и под кисть;
  • фиксируют бинтом шину от плеча до середины кисти;
  • для более надежной иммобилизации стараются обездвижить три сустава: плечевой, локтевой и лучезапястный (см. рис. 19, 21).

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе костей предплечья:

  • конечности придают среднефизиологическое положение: сгибают в локтевом суставе под углом 70-90°, приводят к туловищу, кисть в полусогнутом положении;
  • отмоделировав шину, подкладывают под кисть ватно-марлевый валик и прибинтовывают шину в месте перелома, оставив фаланги пальцев открытыми, при этом необходимо обездвижить локтевой и лучезапястный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе бедра:

  • перед наложением шины места костных выступов покрывают ватой, марлей или другим мягким материалом; подошвенную часть шины фиксируют бинтом к подошве ступни (обуви); наружную планку расширяют и закрепляют так, чтобы она начиналась от подмышечной впадины и заканчивалась на уровне ступни, и фиксируют циркулярными ходами бинта;
  • при аутоиммобилизации ее фиксируют к здоровой нижней конечности;
  • для обеспечения надежной иммобилизации при переломе бедра необходимо обездвижить тазобедренный, коленный и голеностопный суставы.

Последовательность выполнения иммобилизации при переломе голени:

  • используют отмоделированную шину Крамера или подручный материал (лучше три шины, одну из которых укладывают на заднюю поверхность голени от средней трети бедра до пяточной кости);
  • вторую и третью шины укладывают по наружной и внутренней поверхности голени; все три шины скрепляют с помощью бинта;
  • для обеспечения устойчивой иммобилизации следует обездвижить голеностопный и коленный суставы.
Ссылка на основную публикацию
Шевеление плода при беременности на каком сроке чувствуется первое шевеление
Первые движения плода: когда ребенок начинает шевелиться, акушерские нормы и характер ощущений Движения малыша в животе вызывают у мам непередаваемые...
Что такое чахотка Какие симптомы и как лечить 24СМИ
Туберкулёз Туберкулёз — тяжёлое инфекционное заболевание, лечимое годами и обнаруживаемое флюшкой. Вероятность заболеть туберкулёзом у обычного человека около 5%, даже...
Что такое шум в ушах Билобил
ТИННИТУС (ШУМЫ В УШАХ) МЫ ПОДБЕРЕМ НАИБОЛЕЕ ПОДХОДЯЩЕЕ ЛЕЧЕНИЕ ДЛЯ ЗВОНА И ШУМА В УШАХ Общество шумов: как шум влияет...
Шевелятся волосы на голове причины
kocakpaca.ru стрижки, прически, уход за волосами Мурашки по голове: причины и лечение Знакомо ли вам ощущение, при котором словно бегают...
Adblock detector