Социальные статусы и роли; взаимосвязь в отношениях личностей (8 класс, обществознание)

Социальные статусы и социальные роли

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Чем больше социальных ролей способен воспроизвести индивид, тем более приспособленным к жизни он является. Таким образом, процесс развития личности часто выступает как динамика освоения социальных ролей.

Человек ежедневно взаимодействует с разными людьми и социальными группами. Редко бывает, когда он полностью взаимодействует только с членами одной группы, например семьи, но он в то же время может быть и членом трудового коллектива, общественных организаций и т. п. Входя одновременно во многие социальные группы, он занимает в каждой из них соответствующее положение, обусловленное взаимоотношениями с другими членами группы. Для анализа степени включения индивида в различные группы, а также положений, которые он занимает в каждой из них, используются понятия социального статуса и социальной роли.

Статус (от лат. status — положение, состояние) — положение гражданина.

Социальный статус обычно определяется как положение индивида или группы в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый социальный статус обладает определенным престижем.

Все социальные статусы можно подразделить на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями.

Разнообразие статусов

Кроме них существует огромное множество эпизодических, неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, участника демонстрации, забастовки или толпы, читателя, слушателя, телезрителя и т. д. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются. Они вообще трудно определимы, скажем, у прохожего. Но они есть, хотя влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления и чувствования. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента? Конечно же нет.

Итак, человек имеет основные (определяющие его жизнедеятельность) и неосновные (влияющие на детали поведения) статусы. Первые существенно отличаются от вторых.

За каждым статусом — постоянным или временным, основным или неосновным — стоит особая социальная группа либо социальная категория. Католики, консерваторы, инженеры (основные статусы) образуют реальные группы. Например, пациенты, пешеходы (неосновные статусы) образуют номинальные группы или статистические категории. Как правило, носители неосновных статусов никак не согласуют поведение друг с другом и не взаимодействуют.

Люди обладают множеством статусов и принадлежат ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков: коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины обладают большим социальным «весом», чем женщины; принадлежность к титульному этносу в государстве не одно и то же, что принадлежность к национальному меньшинству, и т. д.

Со временем в общественном мнении вырабатывается, передается, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где одних ценят и уважают больше других.

Место в такой незримой иерархии называется рангом, который бывает высоким, средним или низким. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (интергрупповая) и между индивидами в рамках одной группы (интрагрупповая). И место человека в них выражают также термином «ранг».

Несовпадение статусов вызывает противоречие в интергрупповой и интрагрупповой иерархии, которое возникает при двух обстоятельствах:

  • когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй — низкий;
  • когда права и обязанности статуса одного человека противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Высокооплачиваемый чиновник (высокий профессиональный ранг) скорее всего будет обладателем также высокого семейного ранга как человек, обеспечивающий материальный достаток семьи. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах — среди друзей, родственников, сослуживцев.

Хотя статусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно (через их носителей), они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений.

Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают людей, любящих чистоту и порядок на газонах. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, чем с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Роль (франц. role) — образ, воплощенный актером.

Социальная роль — это поведение, ожидаемое от того, кто имеет определенный социальный статус. Социальные роли — это совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, а также действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей.

Статус детей обычно подчинен взрослым, и от детей ожидается почтительность по отношению к последним. Статус солдат отличен от статуса штатских; роль солдат связана с риском и выполнением присяги, чего нельзя сказать о других группах населения. Статус женщин отличается от статуса мужчин, и потому от них ожидают иного поведения, чем от мужчин.

Каждый индивид может иметь большое число статусов, и окружающие вправе ожидать от него исполнения ролей в соответствии с данными статусами. В этом смысле статус и роль — это две стороны одного феномена: если статус является совокупностью прав, привилегий и обязанностей, то роль — действием в рамках этой совокупности прав и обязанностей.

Социальная роль состоит:

  • из ролевого ожидания (экспектации) и
  • исполнения этой роли (игры).

Нормы культуры усваиваются в основном через обучение ролям. Например, человек, осваивающий роль военного, приобщается к обычаям, нравственным нормам и законам, характерным для статуса данной роли. Только немногие нормы принимаются всеми членами общества, принятие большинства норм зависит от статуса той или иной личности. То, что приемлемо для одного статуса, оказывается неприемлемым для другого.

Таким образом, социализация как процесс обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий является важнейшим процессом обучения ролевому поведению, в результате чего индивид действительно становится частью общества.

Рассмотрим некоторые определения социальной роли:

  • фиксация отдельного положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений;
  • функция, нормативно одобренный образец поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию;
  • общественно необходимый вид деятельности и способ поведения личности, которые несут печать общественной оценки (одобрение, осуждение и т. д.);
  • поведение личности в соответствии с ее общественным статусом;
  • обобщенный способ выполнения определенной социальной функции, когда от человека ожидаются определенные действия;
  • устойчивый стереотип поведения в определенных социальных ситуациях;
  • совокупность объективных и субъективных ожиданий (экспектаций), производных от социально-политической, экономической или какой-либо другой структуры общества;
  • социальная функция личности, соответствующая принятым представлениям людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений;
  • существующая в обществе система ожиданий относительно поведения индивида, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими индивидами;
  • система специфических ожиданий по отношению к себе индивида, занимающего определенное положение, т. е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими индивидами;
  • открытое, наблюдаемое поведение индивида, занимающего определенное положение;
  • представление о предписанном шаблоне поведения, которое ожидается и требуется от человека в данной ситуации;
  • предписанные действия, характерные для тех, кто занимает определенную социальную позицию;
  • набор норм, определяющих, как должен вести себя человек данного социального положения.
Читайте также:  Как сделать многоразовый подгузник из футболки своими руками

Таким образом, социальная роль трактуется как ожидание, вид деятельности, поведение, представление, стереотип, социальная функция и даже набор норм. Мы рассматриваем социальную роль как функцию социального статуса личности, реализуемую на уровне общественного сознания в экспектациях, нормах и санкциях в социальном опыте конкретного человека.

Виды социальных ролей

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент, продавец). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет. Выделяют социально-демографические роли: муж, жена, дочь, сын, внук… Мужчина и женщина — это тоже социальные роли, биологически предопределенные и предполагающие специфические способы поведения, закрепленные общественными нормами, обычаями.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне (лидер, обиженный, пренебрегаемый, кумир семьи, любимый и т. д.)

В жизни, в межличностных отношениях, каждый человек выступает в какой-то доминирующей социальной роли, своеобразном социальном амплуа как наиболее типичном индивидуальном образе, привычном для окружающих. Изменить привычный образ крайне трудно как для самого человека, так и для восприятия окружающих его людей. Чем более длительный период времени существует группа, тем привычнее становятся для окружающих доминирующие социальные роли каждого участника группы и тем сложнее изменить привычный для окружающих стереотип поведения.

Основные характеристики социальной роли

1. По масштабу. Часть ролей может быть строго ограничена, в то время как другая — размыта.
2. По способу получения. Роли делятся на предписанные и завоеванные (еще их называют достигаемыми).
3. По степени формализации. Деятельность может протекать как в строго установленных рамках, так и произвольно.
4. По видам мотивации. В качестве мотивации могут выступать личная прибыль, общественное благо и т. д.

Масштаб роли зависит от диапазона межличностных отношений. Чем больше диапазон, тем больше масштаб. Так, например, социальные роли супругов имеют очень большой масштаб, поскольку между мужем и женой устанавливается широчайший диапазон отношений. С одной стороны, это отношения межличностные, базирующиеся на многообразии чувств и эмоций; с другой — отношения регулируются нормативными актами и в определенном смысле являются формальными.

Участники данного социального взаимодействия интересуются самыми разными сторонами жизни друг друга, их отношения практически не ограничены. В других случаях, когда отношения строго определяются социальными ролями (например, отношения продавца и покупателя), взаимодействие может осуществляться только по конкретному поводу (в данном случае — покупки). Здесь масштаб роли сводится к узкому кругу специфических вопросов и является небольшим.

Способ получения роли зависит от того, насколько неизбежной является данная роль для человека. Так, роли молодого человека, старика, мужчины, женщины автоматически определяются возрастом и полом человека и не требуют особых усилий для их приобретения. Здесь может быть только проблема соответствия своей роли, которая уже существует как данность. Другие роли достигаются или даже завоевываются в процессе жизни человека и в результате целенаправленных специальных усилий. Например, роль студента, научного сотрудника, профессора и т. д. Это практически все роли, связанные с профессией и любыми достижениями человека.

Формализация как описательная характеристика социальной роли определяется спецификой межличностных отношений носителя данной роли. Одни роли предполагают установление только формальных отношений между людьми с жесткой регламентацией правил поведения; другие, напротив, — только неформальных; третьи могут сочетать в себе как формальные, так и неформальные отношения.

Очевидно, что отношения представителя ГИБДД с нарушителем правил дорожного движения должны определяться формальными правилами, а отношения между близкими людьми — чувствами. Формальные отношения часто сопровождаются неформальными, в которых проявляется эмоциональность, ведь человек, воспринимая и оценивая другого, проявляет к нему симпатию либо антипатию. Это происходит, когда люди взаимодействуют некоторое время и отношения становятся относительно устойчивыми.

Мотивация зависит от потребностей и мотивов человека. Разные роли обусловлены различными мотивами. Родители, заботясь о благе своего ребенка, руководствуются прежде всего чувством любви и заботы; руководитель трудится во имя дела и т. д.

Влияние социальной роли на развитие личности

Для любого общества не менее важно предписывание ролей в соответствии с возрастом. Приспособление индивидов к постоянно меняющимся возрасту и возрастным статусам — вечная проблема. Не успевает индивид приспособиться к одному возрасту, как тут же надвигается другой, с новыми статусами и новыми ролями. Едва юноша начинает справляться со смущением и комплексами юности, как он уже стоит на пороге зрелости; едва человек начинает проявлять мудрость и опытность, как приходит старость. Каждый возрастной период связан с благоприятными возможностями для проявления способностей человека, более того, предписывает новые статусы и требования обучения новым ролям. В определенном возрасте индивид может испытывать проблемы, связанные с приспособлением к новым ролевым статусным требованиям.

Ребенок, о котором говорят, что он старше своих лет, т. е. достиг статуса, присущего старшей возрастной категории, обычно полностью не реализует свои потенциальные детские роли, что отрицательно сказывается на полноте его социализации. Часто такие дети чувствуют себя одинокими, ущербными. В то же время статус незрелого взрослого человека представляет собой комбинацию статуса взрослого с установками и поведением, свойственными детству или юности. У такой личности обычно возникают конфликты при исполнении ролей, соответствующих ее возрасту. Эти два примера показывают неудачное приспособление к возрастным статусам, предписанным обществом.

Освоение новой роли может иметь огромное значение для изменения человека. В психотерапии существует даже соответствующий метод коррекции поведения — имиджетерапия (имидж — образ). Пациенту предлагают войти в новый образ, сыграть роль, как в спектакле. При этом функцию ответственности несет не сам человек, а его роль, которая задает новые шаблоны поведения. Человек вынужден поступать иначе, исходя из новой роли.

Несмотря на условность такого метода, эффективность его использования была достаточно высока, поскольку субъекту давалась возможность высвободить подавленные влечения если не в жизни, то хотя бы в процессе игры. Широко известен социодраматический подход к интерпретации человеческих поступков. Жизнь рассматривается как драма, каждый участник которой играет свою специфическую роль. Проигрывание ролей дает не только психотерапевтический, но также и развивающий эффект.

Социальный статус и социальная роль личности

Содержание:

Социальный статус и социальная роль являются важнейшими элементами в структурной организации личности. Термины «социальный статус» и «социальная роль» являются устойчивыми категориями словаря терминов социальных и гуманитарных наук.

В качестве научных понятий они были определены в 1930-х годах американским социальным антропологом и социологом Ральфом Линтоном (1893 –1953 годы).

Сущность социального статуса

Термин «статус» было позаимствовано социальными науками, и, в частности, социологией из терминологического аппарата римской юриспруденции. Так, в Древнем Риме, словом status обозначали правовые рамки конкретного человека.

Так, социальный статус представляет собой позицию, либо положение человека в конкретном обществе, либо группе, которое при этом связывается с положением его прав и обязанностей. Формулирование собственного статуса способствует:

  1. определению конкретного места, которое человек занимает в обществе, либо группе, к которому также принято относить общепризнанные показатели в области социальных достижений, либо шанса на успех.
  2. отражению непосредственно окружающей человека социально-статусной среды.
  3. пониманию объемов владения социальными ресурсами (благами), совместно с правами и обязанностями, которые есть у человека.
Читайте также:  Питание после чистки кишечника что можно есть, правила

Существует несколько видов социальных статусов, которые необходимо различать согласно нескольким критериям.

Социально-демографический статус (его иногда также определяют в качестве социобиологического, либо естественного). Он имеет тесную связь со следующими критериями:

  • человеческий возраст (возрастной статус) – младенец, ребенок, подросток, юноша, молодой человек, личность зрелого возраста, личность преклонного возраста.
  • показатели родства (родственный, семейный статус) – мать, отец, дочь, сын и прочие.
  • человеческий пол (половой статус) – женщина, мужчина.
  • раса (расовый статус). Данный статус появился в XIX веке, в период, когда биологами и антропологами были предприняты попытки классифицирования людей согласно разнообразию в существующих физических типах: на европеоидов, негроидов и монголоидов.
  • здоровье (статус здоровья) – инвалиды, люди с ограниченными возможностями здоровья.

Непосредственно социальный статус – они могут возникать и существовать исключительно в контексте социума, они выступают в качестве продуктов социума и реализуются в форме социальной связи, которая установилась в обществе.

К данной категории принято относить следующие виды статусов:

  • экономический (владелец, рантье, арендатор, наемный работник, землевладелец и прочие).
  • политический (в нем отражены те или иные формы выражения отношения и социальной позиции общества в отношении власти).
  • правовой (наличие данного статуса зачастую связывается с соответствующими позициями в области обеспечения прав и обязанностей индивидов).
  • профессиональный (сюда следует отнести все многообразие существующих профессий, совместно со специализацией внутри каждой из них).
  • социокультурный (находит отражение в таких базовых сферах, как: образование, наука, религия и искусство).
  • территориальный (отражает специфику места проживания, например: селянин, горожанин, житель Дальнего Востока, житель Сибири и другие).

Вместе с тем, социальные статусы принято разделять на две категории: формальную и неформальную.

Формальный статус – это зафиксированная и прописанная социальная позиция, которая находит отражение в официальных документах. Например, директор школы, преподаватель колледжа, генеральный директор предприятия, торговый представитель фирмы. Неформальный (неофициальный) статус – это позиция, которая не отражена в официальной документации. Как правило, неформальную статусную позицию человек приобретает в процессе неформального общения в малой группе, с друзьями, со знакомыми, родственниками либо коллегами. Например: человек может иметь неформальный статус безответственного, либо ответственного, трудолюбивого, либо прокрастинатора, души компании, либо замкнутого одиночки, выскочки, либо человека, которых заслуженно получил высокую должность управленца и прочие.

Вместе с тем, принято выделять аскриптивный (предписанный), достигаемый и смешанный виды социальных статусов.

Аскриптивный статус – это тот, который был получен человеком и которым он обладает, не прикладывая никаких усилия для того, чтобы его обрести. В качестве примера можно привести статус о социальном происхождении, аристократический титул, который передается по наследству, социально-демографический статус и прочие.

Достигаемый статус – это так называемое статусное положение, которое было получено человеком вследствие приложенных собственных усилий. В качестве примеров достигаемой статусной позиции статусов следует отнести образовательное и профессионально-должностное положение человека.

В современных открытых типах общества происходит ориентация на то, чтобы главенствующее и приоритетное значение находилось у достигаемых статусов (существует даже выражение: self made man – человек, который сам себя сделал), а не у предписанных, как практикуется традиционными и закрытыми обществами.

Смешанный статус – это тип статуса, который одновременно содержит в себе признаки предписанных и достигаемых статусов. В качестве примера можно выделить ситуацию, в которой ребенок решил взять пример со старшего поколения своей семьи и выбрал ту же специальность, которую в свое время выбрали его родители, это действие совершается под воздействием положительного родительского примера, либо является формой содействия или неочевидного согласия.

Данные паттерны не являются редкими для семей врачей, юристов, музыкантов, актеров, успешных предпринимателей либо банкиров. Также смешанным статусом обладает ряд должностей, которые человек хотел бы получить, но которые он приобрел в результате рекомендации, либо под влияние социальных связей.

В целостной системе всех статусов происходит выделение главного статуса – статуса, который для конкретного человека является наиболее характерным. Это может быть той социальной позицией, с которой он сам изначально привык себя идентифицировать и по которой его распознают окружающие его люди. В контексте современного общества, главный статус зачастую является идентичным профессионально-должностному статусу личности (адвокат, психолог, научный сотрудник, писатель, композитор, безработный и прочие).

Помимо этого, также принято выделять личный и социальный типы статусов.

Социальный статус – позиция (либо положение) человека в обществе. Она может обуславливаться преимущественно видом социальной группы, к которой принадлежит человек.

Личный статус – позиция (либо положение) индивида в первичных группах, которая формируется на основании того, как он, либо отдельные его характеристики оцениваются остальными участниками группы.

Социальный статус личности играет значительную роль в рамках системы формальной обезличенной коммуникации в контексте большой организации, либо в обществе незнакомых людей. Личный статус имеет более приоритетное значение в контексте взаимодействия со знакомыми для человека людьми.

Личный статус является неформальным, область его влияния и эффективности могут быть определены тем фактом, что для большинства людей очень важным является сохранение и преумножение своего личного статуса в конкретной группе. Как правило, индивиды обладают повышенной чувствительностью к требованиям и ожиданиям тех, с кем они знакомы лично, и кто является для них авторитетом.

С целью сохранения их доверия, люди зачастую могут вести себя опрометчиво и провоцировать гнев у значимых в контексте официально-формального общения лиц.

В отличиях личного статуса от социального статуса можно провести параллель с отличием, которое проводят китайцы между двумя стратегиями «сохранения лица».

Социальный статус можно соотнести к положению индивида в обществе: в основе уважения, которое к нему высказывается, находится определенная социальная категория, к которой он причислен, совместно с тем, какую оценку имеет эта категория в контексте системы социального оценивания окружающими – престижем.

Сохранение за человеком определенного социального статуса становится возможным в случае, если его жизнь находится в полном соответствии с нормами, которые установлены для данной социальной категории.

В ситуации, когда китайцами упоминается сохранение «мянь», они подразумевают сохранение той репутации, которая была закреплена за человеком из-за его общественного положения. Например, он владельца успешного бизнеса общество ожидает, что им в любом случае будет обеспечено богатое приданое для своей дочери, даже если для достижения этого он будет вынужден взять большой кредит.

Китайцами также упоминается сохранение «лянь». Без «лянь» человек не может выстраивать собственную жизнь, поскольку именно «лянь» является основой, по которой ему дают социальную оценку окружающие, при утрате «лянь» человек окажется в затруднительном положении изоляции от окружающих. Вряд ли общество закроет глаза на то, если человек будет замечен во лжи, предательстве, преступлениях либо подлости.

Также общество не оставит без внимания ситуацию, когда человек не обладает большими умственными способностями, совместно с неумением держать обещания и хранить секреты. Таким образом, сохранность «лянь» не обеспечивается за счет социального статуса индивида, ее упрочнение зависит исключительно от личностных способностей индивида.

Робертом Мертоном в середине XX века в научный аппарат было введено понятие «статусного набора» (синонимом представленного термина выступает применение термина статусного портрета личности). Так, под статусным набором принято понимать совокупность всего набора статусов, которые принадлежат одному человеку.

Читайте также:  Заложенность носа при аллергии лечение, профилактика

Например, человек X представляет собой мужчину средних лет, по профессии он преподаватель, а также имеет научное звание доктора наук, выступает в качестве ученого секретаря диссертационного совета, заведующего кафедрой, члена профсоюза, члена одной из партий, христианина, избирателя. Помимо этого, он муж, отец, дядя и так далее. Это является статусным набором, или статусным портретом человека X.

С позиции ранговых значений, принято выделять следующие виды ранжирования социального статуса: высокий, средний, низкий. Так, в контексте ранговых значений, принято различать позиции статусов топ-менеджеров, управляющих средних, либо низших позиций.

Социальная совместимость и социальная несовместимость

Проводя анализ социальных статусов, необходимо учитывать возможность социальной несовместимости. Принято выделять два типа статусной несовместимости:

  1. в котором человек обладает высокой социальной позицией в рамках одной группы и низкой – в другой.
  2. в котором обязанности и права человека в рамках одного статуса являются противоречащими, либо препятствующими реализации обязанностей и прав в другом статусе.

В качестве примера первого типа статусной несовместности можно привести ситуацию, в которой руководитель крупной компании не является главой семьи, а вместо него эта роль принадлежит его супруге.

В качестве примеров второго типа статусной несовместимости можно привести чиновника, у которого нет прав для реализации коммерческих форм деятельности, а полицейский не может являться членом преступной группировки. Преступники, которые одновременно являются служителями закона принято называть «оборотнями в погонах».

Примеры социальных статусов и ролей

Примеры социального статуса человека

В современном мире социальный статус представляет собой позицию человека, которую он занимает в конкретной группе и в целом в рамках социума. Эта позиция способна наделять его определенными правами, обязательствами, за исполнение или не исполнение которых он в любом случае будет нести ответственность.

Один человек может обладать несколькими социальными статусами. В одно и то же время он может быть сыном, школьником, внуком, братом, членом спортивного или досугового кружка, а также гражданином своего государства. Все зависит исключительно от того, в рамках какой социальной группы находится индивид, и какие социальные ожидания предъявляют ему члены этой группы.

Стоит отметить, что в ожиданиях отражается социальная роль личности. Когда человек владеет статусом, то окружающие идентифицируют его соответствующим образом: если предложения человека совпадают с ожиданиями со стороны социума, то это говорит о гармонирующей личности. Если же ожидания превышают возможности статуса индивида, то это говорит о так называемом ролевом конфликте личности. С ним достаточно сложно справиться самостоятельно, поэтому индивид нуждается в помощи со стороны специалистов.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Примеры социальных статусов и ролей 460 руб.
  • Реферат Примеры социальных статусов и ролей 280 руб.
  • Контрольная работа Примеры социальных статусов и ролей 240 руб.

Вместе с тем стоит подчеркнуть, что диапазон социальных статусов довольно обширен. Есть статусы, которые человек получает при своем рождении, а есть те, которые он приобретает на протяжении всей своей жизни, пробуя себя в различных видах жизнедеятельности. Также статусы бывают теми, что человеку приписывает общество, и теми, которых он добивается исключительно благодаря своим собственным усилиями и целеустремленности.

Выделяют основной социальный статус человека и проходящий. Например, главный и всеобщий – статус человека, а второй статус – это статус гражданина определенного государства, в котором проживает индивид. К списку основных статусов также могут относиться такие, как:

  1. Кровнородственный статус индивида;
  2. Экономический статус индивида;
  3. Политический статус индивида;
  4. Религиозный статус индивида.

Статусы могут быть также эпизодическими, которые возникают у человека в конкретной жизненной ситуации. Они сменяются очень резко, и индивид сам может не замечать, что имел этот статус в конкретный промежуток времени. Это может быть статус прохожего или пациента, пассажира или покупателя, участника забастовки или посетителя какого-либо мероприятия.

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

Сущность социальной роли и ее примеры

Понятие социальной роли прямо связано с той функцией, которую индивид должен выполнять в обществе. Также социальная роль зависит от прав и обязанностей индивида перед окружающими его людьми.

По сути, социальная роль – это модель поведения, которая ориентирована на социальный статус, который поддерживается индивидом в конкретном сообществе и в конкретной социальной ситуации.

Социальные роли могут быть представлены в нескольких отраслях жизни человека:

  1. Семейно-бытовые социальные роли;
  2. Профессиональные социальные роли;
  3. Общественно-политические роли;
  4. Ситуационные роли.

Рассмотрим примеры социальных ролей на примере школы. В ней находятся учитель, ученики, директор. В общественном понимании преподаватель должен быть хорошо осведомлен в своем предмете, а также уметь объяснять его, доносить эти знания до учащихся. При этом, он также готовится к каждому учебному занятию, бывает требовательным или лояльным к учащимся с учетом их особенностей и потребностей. У учителя есть определенные задачи, он выполняет предписанные ему функции, которые определяют специфику его деятельности и профессиональные навыки в целом. И от того, насколько хорошо у него получается выполнять свои обязанности и функции, зависит его социальный статус и общая социальная роль личности.

Учащийся – это индивид, который отправляется в школу для получения определенных знаний и первичных навыков ведения деятельности. учащийся должен понимать, что, находясь в школе, он должен носить школьную форму, проявлять определенные формы поведения в отношении других учеников и учителей. Цель учащегося – получить знания, уметь отразить их на практике, воспринимать некоторые формы жизнедеятельности и воспроизводить их в повседневной жизни.

Особое разнообразие социальных ролей мы можем проследить в подростковом возрасте, ведь именно в это время человек пытается понять, что ему действительно нужно, что близко ему, что может овладеть его интересом и удовлетворить его потребности. Человек может достаточно долго разбираться в том, как они связаны друг с другом, с его социальным статусом, с престижем и реакцией общества на некоторые формы и манеры поведения.

В одном и том же человеке всегда могут сочетаться самые различные роли, которые либо делают его гармонично развитой личностью, либо вызывают ролевой конфликт. В семье человек принимает на себя роли отца и мужа, в дружеской компании он же – рубаха-парень, «душа компании», на работе он может быть начальником отдела или ответственным сотрудником, работающим в компании. Все эти роли всегда складывают более полный образ, личностные характеристики человека. В целом, от социальных ролей и от социального статуса зависят многие факторы жизни человека: его образовательный и профессиональный статус, определенность в семейном положении, стремление к саморазвитию и актуализации своей личности в соответствии с интересами и потребностями.

Сегодня социальные роли и социальные статусы становятся важнейшими объектами социологической науки. Исследователи уделяют им повышенный интерес, поскольку в трансформирующемся обществе роли и статусы могут как взаимодополнять друг друга, так и противоречить друг другу. В любом случае, социальные роли и социальные статусы вызывают повышенную исследовательскую активность, авторы предлагают множество разнообразных формулировок для определения данных понятий и для выявления взаимосвязей между этими социологическими категориями.

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Ссылка на основную публикацию
Солярии на Каширском шоссе — услуги, отзывы и адреса салонов красоты на карте — Москва
Парикмахерская, салон красоты, солярий Вы владелец данной организации? Выделите обьявление Добавьте данные об организации Увидели ошибку или неточные данные? Сообщите...
Сниженный иммунитет – профилактика и лечение
12 главных признаков серьезных проблем с иммунитетом Первичные иммунодефициты - многочисленная группа тяжелых генетически детерминированных заболеваний, вызванных нарушением одного или...
Снимать ли на ночь зубные протезы советы стоматолога
Уход за зубными протезами: советы и рекомендации Зубные протезы требуют от владельца тщательного ухода за полостью рта и непосредственно самой...
Солярий — «Большой отзыв о солярии
9 правил идеального загара в солярии Посещение солярия — дело серьезное. Эксперты tropic.ru рассказали нам, как подготовиться к этому ответственному...
Adblock detector